logo

§ 23.2. Правовое регулирование режима особо охраняемых природных территорий

Основу регулирования режима особо охраняемых природных территорий составляет Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который определяет порядок образования таких территорий, называет их категории и виды, закрепляет приоритеты в государственном регулировании названной сферы, формулирует требования к режиму конкретных особо охраняемых природных территорий.

Самостоятельный предмет регулирования имеет Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно­оздоровительных местностях и курортах», который определяет порядок создания, правовой режим и требования к охране лечебно­оздоровительных местностей и курортов.

Федеральный закон «Об охране озера Байкал» определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия. Названным законодательным актом регламентируется правовой режим Байкальской природной территории.

Кроме того, нельзя не упомянуть и Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который определяет правовой режим особо охраняемых природных территорий, образованных для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Роль Президента РФ в регулировании рассматриваемых отношений выразилась в издании Указа от 14.06.1994 № 1229 «О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод» [65].

Положения названных законодательных актов нашли свое закрепление в решениях Правительства РФ, среди которых можно назвать акты, определяющие статус особо охраняемых природных территорий, например постановления Совета Министров — Правительства РФ от 10.08.1993 № 769 «Об утверждении Положе­ ния о национальных природных парках Российской Федера­ ции» [74] и Правительства РФ от 07.12.1996 № 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно­оздоровительными местностями и курортами федерального значения» [86].

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере немногочисленны, поскольку большинство вопросов регламентируется названными выше федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Тем не менее среди них следует назвать приказ Минприроды России от 25.01.1993 № 14 «Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации»102 и приказ Рослесхоза от 31.12.1996 № 204 «О Порядке выдачи разрешений на использование символики национальных парков» [153].

В последние годы наблюдается достаточно активное участие субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов создания и функционирования особо охраняемых природных территорий. В качестве примера можно назвать Закон Приморского края от 11.05.2005 № 245­КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края»103.

Кроме того, встречаются случаи принятия решений по одному вопросу несколькими субъектами Российской Федерации. Среди них можно выделить решение Объединенной коллегии органов управления Москвы и Московской области от 12.10.1998 № 51­РОК «О создании особо охраняемых природных территорий «Клязьма», «Пехорка», «Переделкино».

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4