logo

§ 17.2. Условия, способствующие совершению экологических правонарушений

Под условиями, способствующими совершению экологических правонарушений, нами понимаются явления, которые сами по себе не порождают правонарушения, но способствуют, облегчают, интенсифицируют их совершение.

В этом смысле основное бремя ответственности за порождение таких условий, как представляется, ложится на государство и создаваемые им структуры, призванные претворять в жизнь политику в области охраны окружающей среды и природопользования.

На протяжении 1990­х — начала 2000­х годов система федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды и природопользования, неоднократно подвергалась разнообразным преобразованиям, в том числе объединению органов, разъединению их, поглощению одними функций других и последующим обратным шагам. Такие реструктуризации вместо предполагаемых позитивных последствий несли за собой, как правило, неразбериху, связанную с разделом министерских портфелей среди руководства и неуверенностью в завтрашнем дне у тех работников, кто непосредственно стоял на рубеже борьбы с экологическими правонарушениями.

Так, проведенная в мае 2000 г. реструктуризация системы органов экологического контроля привела к исчезновению главного природоохранного ведомства — Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госком­ экологии России), с передачей его функции искусственно созданному монстру — Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Это, вне всякого сомнения, парализовало целенаправленную работу органов управления в природоохранной и при­ родоресурсной сферах, и не случайно на итоговой коллегии Ми­ нистерства природных ресурсов РФ, состоявшейся весной 2003 г., было отмечено, что становление системы территориальных органов этого федерального органа исполнительной власти фактически завершилось лишь в 2002 г., то есть потребовалось более двух лет, чтобы механизм заработал в более или менее нормальном режиме. А если принять во внимание очередные проведенные в 2004 и 2008 гг. реструктурирования, то остается гадать, когда же система наконец заработает эффективно.

Существенным условием совершения экологических преступлений являются допускаемые контролирующими органами факты наложения на нарушителей административных взысканий, в то время как характер деяния требует направления материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В существенной мере мягкость или пассивность инспекторов к правонарушителям объясняется их слабой защищенностью, поскольку нередко им приходится в одиночку иметь дело с организованными и вооруженными группировками, а значит, речь в подобных случаях может идти ни много ни мало о жизни и смерти.

Безусловным бичом, парализующим эффективную борьбу с экологическими правонарушениями и преступлениями, являются коррупционные проявления в среде чиновников от экологии. В последние годы много говорят о застройке особняками водоохранных зон, санитарно­защитных зон источников питьевого водоснабжения и участков лесного фонда. Но ведь такие факты становятся возможными только в силу прямого нарушения уполномоченными на то должностными лицами своих обязанностей, когда вопреки установленным законодательством запретам застройщикам выдаются заключения и согласования, легализующие беззаконие последних и ставящие под удар авторитет государства. Если же речь идет о несанкционированном строительстве, которое во всяком случае осуществляется в достаточно длительные сроки, то здесь тем более нельзя оправдывать пассивность природоохранных органов, обязанных резко и своевременно ставить вопрос о наказании подобных правонарушителей и ликвидации незаконных капитальных построек.

Вполне конкретный упрек можно высказать и в адрес депутатского корпуса, выдававшего в конце 1990­х годов на протяжении нескольких лет с завидным постоянством «на гора» акты амнистии, под которые, учитывая низкий размер санкций за совершение большинства экологических преступлений, подпадали и привлекаемые к ответственности нарушители экологического законодательства.

Естественно, и несовершенство норм ст. главы 26 Уголовного кодекса РФ, с одной стороны, влекущее за собой трудности в расследовании по ряду составов (ст. 246–254, 257, 259 и 262 УК РФ), с другой — обусловливающее наступление уголовной ответственности наличием материальных последствий (ст. 246, 248–251, 254 УК РФ), также не способствуют снижению уровня экологической преступности.

Конечно же, перечисленные выше причины и условия совершения экологических преступлений не являются исчерпывающими. Они лишь отражают наиболее очевидные болевые точки, на которые необходимо обратить внимание в рамках организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение экологических правонарушений.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4