logo

§ 8.3. Способы защиты экологических прав граждан

Любые закрепленные в Конституции РФ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению.

Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, предусматривает определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести прежде всего активные действия граждан в формах, закрепленных в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно:

непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

обращение в органы государственной власти Российской Фе­ дерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране;

активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

оказание содействия органам государственной власти Рос­ сийской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращение в органы государственной власти Российской Фе­ дерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и вышестоящим должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается возможности обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием,

об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

В свою очередь, воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на определенный вид природопользования;

нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина­предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.