logo

§ 25.6. Требования по охране озонового слоя атмосферы

Проблема охраны озонового слоя атмосферы относится к числу актуальных экологических проблем международного характера. Российская Федерация, как правопреемница Союза ССР, несет ответственность по выполнению требований Венской конвенции об охране озонового слоя105 и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой106, принимая обусловленные названными документами меры.

На законодательном уровне закреплены отдельные положения, относящиеся к правоотношениям по охране озонового слоя, однако они носят не конкретный характер.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» озоновый слой атмосферы относится к числу объектов охраны окружающей среды. В ст. 54 этого же закона предусмот­ рено, что охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, актами законодательства Российской Федерации.

В свою очередь, в ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что запрещается проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям озонового слоя атмосферы.

В Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, утвержденной Указом Президента РФ от 04.02.1994 № 236 [64], в рамках участия в решении глобальных экологических проблем предусмотрено такое направление деятельности, как охрана озонового слоя.

С учетом изложенного действенным правовым регулятором от­ ношений в рассматриваемой сфере выступают решения Прави­ тельства РФ. В 1990­е годы были последовательно приняты постановления высшего федерального органа исполнительной власти:

от 03.06.1992 № 378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»107 (этим документом, в частности, предписывалось МИД и Минэкологии России провести переговоры с государствами — членами СНГ, а также Грузией, Латвией, Литвой и Эстонией о возможном совместном участии в реализации Конвенции);

от 24.05.1995 № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» [77], которым в числе прочих мер предписывалось с 1 января 1996 г. ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, осуществлять по соответствующим лицензиям, также запретить ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из стран, не являющихся сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в указанные страны;

от 08.05.1996 № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [80], которым закреплялась компетенция федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере, в том числе Госкомэкологии России (в настоящее время Ростехнадзор), а также утверждены перечень озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых подлежит государственному регулированию, и перечень продукции, содержащей такие вещества;

от 05.05.1999 № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» [93], согласно которому производство озоноразрушающих веществ предписано осуществлять по квотам и введен с 1 июля 2000 г. запрет на создание на территории Российской Федерации новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ;

от 09.12.1999 № 1368 «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Рос­ сийской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [94], в соответствии с которым с 1 марта 2000 г. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ осуществляется только в случаях:

использования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;

в особых случаях их применения, предусмотренных Монреаль­ ским протоколом;

транзитных перевозок их через Российскую Федерацию из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола.

В развитие названных актов Правительства РФ приняты приказ Госкомэкологии России от 27.11.1997 № 529 «О порядке приема, рассмотрения и проведения экспертизы материалов обоснования возможности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [154], а также приказ Минприроды России от 31.10.2008 № 287 «Об утверждении Административного регламента Федераль­ ной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [173].

Помимо Ростехнадзора в реализации государственной политики, направленной на выполнение международных обязательств в сфере охраны озонового слоя атмосферы, участвуют Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) как правопреемник бывшего МВЭС России, которое осуществляет выдачу лицензий на ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, а также Федеральная таможенная служба, в задачу которой входит проверка законности перемещения через таможенную границу Российской Федерации названных компонентов.

Таким образом, в России создан и функционирует достаточно эффективный организационно­правовой механизм охраны озонового слоя атмосферы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4