logo

§ 11.4. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Согласно ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» [55] под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. При этом в качестве целей стандартизации ст. 11 названного закона определяет:

• повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

• повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Здесь же закрепляется, что в государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и иную продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в связи с вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» система стандартизации претерпевает реформирование, заключающееся в формировании таких документов, как технические регламенты. В экологической сфере действуют Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 [129].

Однако продолжают существовать основанные на ранее действовавшем законодательстве такие документы, как государственные и отраслевые стандарты. К первой группе можно отнести утвержденные постановлениями Госстандарта России от 11.09.2000 № 218­ст ГОСТ Р 17.0.0.06­2000 «Охрана природы. Экологичес­ кий паспорт природопользователя. Основные положения. Типо­ вые формы»49 и от 24.10.2002 № 389­ст ГОСТ Р 22.1.11.­2002 «Бе­ зопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг состояния водоподпорных гидротехнических сооружений (плотин) и прогнозирование возможных последствий гидродинамических аварий на них. Общие требования»50.

Из числа отраслевых стандартов можно назвать утвержденные приказом Рослесхоза (ныне МПР России) от 22.09.1999 № 186 ОСТ 56­109­99 «Работы геодезические. Таксация и лесоустройство. Лесохозяйственное производство. Нормы точности. Методы выполнения измерений» и указанием МПС России от 05.03.1997 № С­261у ОСТ 32.66­96 «Охрана природы. Флора. Защита лесных насаждений железных дорог. Общие требования».