logo

§ 29.4. Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления

Федеральное законодательство относит сферу обращения с отходами производства и потребления в силу ее актуальности к числу подлежащих серьезному государственному администрированию. При этом в качестве наиболее важных рычагов государственного регулирования следует выделить:

нормирование в области обращения с отходами;

учет и отчетность в области обращения с отходами;

лицензирование деятельности по обращению с опасными отхо­ дами;

ведение государственного кадастра отходов;

паспортизация опасных отходов;

государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами.

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду устанавливаются органами Ростехнадзора. При этом обязанность разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461.

Следует отметить, что нарушение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение соответствующими хозяйствующими субъектами может повлечь за собой ограничение, приостановление или прекращение их деятельности в установленном федеральным законодательством порядке, который предусматривает разрешение подобного рода требований путем проведения судебной процедуры.

Статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В настоящее время действует форма федерального государственного статистического наблюдения № 2­тп (отходы) «Сведения об образовании, обезвреживании и раз­ мещении отходов производства и потребления», порядок заполнения и представления которой в органы статистики утвержден постановлением Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 17.01.2005 № 1115.

Важное место в государственном регулировании занимает разрешительная деятельность. Правда, с 2002 г. круг объектов лицензирования в рассматриваемой сфере на законодательном уровне сокращен. Если ранее лицензированию подлежала деятельность по обращению с любыми отходами производства и потребления, что, по нашему мнению, было правильно, то сейчас в соответст­ вии со ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» только деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов [132], согласно которому функции лицензирования осуществляются Ростехнадзором и его территориальными органами. Кроме того, в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации передано лицензирование деятельности в сфере заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов, которые руководствуются в своей работе положениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 766 [134].

На основании ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органами Ростехнадзора ведется государственный кадастр отходов, который включает в себя:

• федеральный классификационный каталог отходов;

• государственный реестр объектов размещения отходов;

• банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Рос­ сийской Федерации системе. Порядок его ведения определен пос­ тановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 [105]. Феде­ ральный классификационный каталог отходов, в котором перечисляются все известные на сегодняшний день отходы, утвержден приказом МПР России от 02.12.2002 № 786. Важное значение для целей учета и классификации отходов имеет также приказ МПР России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»116, согласно которому все опасные отходы делятся на пять классов опасности, начиная от чрезвычайно опасных (I класс) и заканчивая практически неопасными (V класс). Обязанность подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности возложена на соответствующие хозяйствующие субъекты.

Для этого закон предусматривает составление паспорта опасных отходов. Эта норма находит развитие в постановлении Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», а также в приказе МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» [166], которым утверждены форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.

Согласно ст. 25 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляется органами Ростехнадзора и органами исполнительной власти субъектов Российской Феде­ рации. При этом в сфере внимания названных органов находятся вопросы:

выполнения экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;

соблюдения:

требований к трансграничному перемещению отходов;

требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;

условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших при обращении с отходами;

требований и правил транспортирования опасных отходов;

выполнения мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

достоверности предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах.

На основании Федерального закона «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» и утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 [102] Положения о государственной санитарно­эпидемиологической службе Рос­ сийской Федерации и Положения о государственном санитарно­эпидемиологическом нормировании органы Роспотребнадзора (государственного санитарно­эпидемиологического надзора) осуществляют:

ведение государственного регистра отходов производства и потребления;

разработку санитарно­эпидемиологических требований в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов;

выдачу санитарно­эпидемиологических заключений соискателям лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами;

контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов при обращении с отходами.

В развитие ратифицированной Российской Федерацией Ба­ зельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и в целях установления механизма ее реализации принято постановление Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» [114], которое определяет компетенцию специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (в том числе Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Федеральной таможенной службы), участвующих в реализации обязательств Российской Федерации, вытекающих из названной конвенции. Совместным приказом Госкомэкологии, Минздрава, Госгортехнадзора и ГТК России от 31.12.1998 № 787 / 396 / 256 / 910 утвержден Порядок контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов [155]. Кроме того, приказом Ростехнадзора от 28.01.2005 № 42 [170] определены основные требования к организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов.

Федеральное законодательство предусматривает, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, порядок проведения которого определяется самими хозяйствующими субъектами по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора и Роспотребнадзора.

В свою очередь, общественный контроль в области обращения с отходами может осуществляться гражданами или общественными объединениями. При этом названная деятельность общественных объединений должна совпадать с их уставными целями и задачами. Кроме того, лица, осуществляющие общественный контроль, не вправе подменять в своей деятельности органы государственного контроля. При этом в силу ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.