logo

§ 4.11. Роль судебных актов

Несмотря на то что судебные акты не относятся к числу источников российского экологического права, не будет лишним кратко сказать об их роли в формировании практики правоприменения. Дело в том, что согласно ст. 58 Закона РСФСР от 08.07.1981 № 976 «О судоустройстве в РСФСР»28 и ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1­ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [3] Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ вправе на основании рассмотрения и обобщения материалов практики применения законов и иных нормативных правовых актов давать судам соответствующей системы разъяснения по вопросам судебной практики, которые являются для судов обязательными. То есть речь идет о соблюдении судами установок, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ или Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а отнюдь не о применении аналогии по конкретному состоявшемуся делу. Тем более что необходимость принятия таких постановлений вызывается именно отсутствием единообразия в применении норм права.

Среди таких судебных актов можно назвать постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1993 № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» [174] и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [175].

Намного значимее выглядит роль решений Конституционного Суда РФ, который на основании Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2] вправе признавать не соответствующими Конституции РФ федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, договоры и отдельные их положения. При этом согласно ст. 87 названного закона решение Конституционного Суда РФ по конкретному делу служит основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов или договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте или договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. То есть решения Конституционного Суда РФ по своей сути являются прецедентными, поскольку ставят вне закона все правовые акты и договоры, аналогичные тем, что признаны неконституционными. А это, в свою очередь, корректирует и нормотворческую деятельность, поскольку заставляет представительные и исполнительные органы государственной власти федерального и регионального уровней воздерживаться от принятия (издания) заведомо оспоримых правовых актов.

К настоящему времени предметом рассмотрения Конституци­ онного Суда РФ стали ряд законодательных актов регионального уровня, содержащих экологические нормы, а также статьи Лесного кодекса РФ, который согласно постановлению от 09.01.1998 № 1­П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»29 признан в полном объеме соответствующим Конституции РФ.

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте характеристику источнику экологического права.

2. Из каких элементов складывается система экологического законодательства?

3. Охарактеризуйте Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

4. Каково соотношение федеральных правовых актов и правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере экологии?

5. Что понимается под экологизацией законодательства?