logo search

§ 16.2. Природоохранная деятельность органов внутренних дел

Органы внутренних дел в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О милиции» [19] выполняют задачи по:

• обеспечению безопасности личности;

• предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

• выявлению и раскрытию преступлений;

• охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Достаточно весома роль органов внутренних дел и в вопросах борьбы с экологическими правонарушениями, в том числе преступлениями.

Так, ст. 150 и 151 УПК РФ за этими органами закреплено расследование значительного числа экологических преступлений, в том числе предусмотренных ст. 250, часть первая; 251, часть первая; 252, часть первая; 253; 254, часть первая; 256–258; 260, часть первая; 261, часть первая, и 262 — в форме дознания и ст. 259, 260, части вторая и третья; 261, часть вторая, — в форме следствия. Ежегодно органами внутренних дел расследуются несколько тысяч экологических преступлений.

Органы внутренних дел регулярно привлекаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны и использования животного мира для проведения проверок соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере. Это обусловлено масштабами проводимых проверок, когда возникает необходимость осуществления задержания большого числа правонару­ шителей, а также тем, что нередко приходится иметь дело с хорошо оснащенными и вооруженными организованными преступными группами, поставившими под контроль добычу и реализацию объектов промысла (рыбы, икры, других водных биологических ресурсов).

Кроме того, силами органов внутренних дел нередко осуществляется патрулирование в лесах и особо охраняемых природных территориях в целях недопущения и пресечения незаконных порубок деревьев, иных правонарушений, лесных пожаров.

В отдельных регионах в составе милиции общественной безопасности (муниципальной милиции) созданы и успешно действуют подразделения так называемой экологической милиции, на которые возлагаются сугубо природоохранные функции. Так, в Москве заметную роль в установлении экологического правопорядка играет созданное при ГУВД города Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений. На региональном уровне подразделения экологической милиции функционируют также в Московской области и Республике Татарстан.

В определенной мере снижает эффективность деятельности подразделений экологической милиции то обстоятельство, что согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 они не могут осуществлять дознание по делам об экологических преступлениях, поскольку финансируются не из федерального, а из регионального бюджета. Вместе с тем только в Москве за 1997–1999 гг., то есть до издания названного постановления, сотрудниками экологической милиции было возбуждено и расследовалось 375 уголовных дел по фактам совершения экологических преступлений (для сравнения: за аналогичный период в Санкт­Петербурге, где отсутствовала экологическая милиция, возбуждено всего 11 уголовных дел по экологическим составам).

Намного эффективнее осуществляется подразделениями экологической милиции работа по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений.

В целом роль органов внутренних дел в осуществлении административного преследования достаточно велика. Только на основании ст. 23.3 КоАП РФ милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22 и 8.23 этого Кодекса. Кроме того, должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы в связи с совершением административных проступков, указанных в частях 2 и 3 ст. 7.2, ст. 7.3–7.9, 7.11, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частях 1 и 3–5 ст. 8.13, части 2 ст. 8.17, ст. 8.21, 8.28–8.32, частях 1 и 2 ст. 8.37. К этому следует добавить полномочия милиции по осуществлению административного преследования нарушителей ре­ гиональных законов об административной ответственности за совершение экологических правонарушений.