logo search

§ 1.4. Пути разрешения экологических проблем в Российской Федерации

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24 [68], национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. При этом в названном документе отмечается: «…угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из­за преимущес­ твенного развития топливно­энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности».

Таким образом, в процитированном документе определяются основные факторы, угрожающие экологической безопасности, под которой понимается состояние защищенности населения страны и отдельных регионов, а также природных объектов от негативного воздействия природного и техногенного характера. При этом в названном указе Президента РФ определяются приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере, к числу которых относятся:

• рациональное использование природных ресурсов;

• воспитание экологической культуры населения;

• предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

• предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

• экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

• безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

• создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

В числе других концептуальных документов, устанавливающих приоритеты государства в сфере экологии, следует назвать указы Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [64] и от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [66]. Эти документы были изданы в развитие рекомендаций конференции, прошедшей в 1992 г. в Рио­де­Жанейро.

Вместе с тем наиболее наглядно иллюстрировать официальную позицию высших органов государственной власти по значимым экологическим вопросам, определять дальнейшие пути разрешения экологических проблем призвана экологическая доктрина. Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225­р была одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации [108]. Этот документ определяет цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области экологии, приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности, называет пути и средства реализации государственной политики в области экологии, к числу которых относит:

• развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;

• нормативное правовое обеспечение и правоприменение;

• экономические и финансовые механизмы;

• экологический мониторинг и информационное обеспечение;

• научное обеспечение;

• экологическое образование и просвещение;

• развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии;

• региональную политику в области экологии;

• международное сотрудничество.

В заключение хотелось бы отметить, что само по себе опубликование экологической доктрины государства является хотя и запоздалым как минимум на десять лет, но тем не менее важным шагом, однако следовало бы поднять правовой статус такого документа, по крайней мере, до уровня указа Президента Российской Федерации, на чем, к слову, было акцентировано внимание в обращении Государственного совета к главе государства в июне 2003 г. по случаю празднования Всемирного дня охраны окружающей среды.

Вопросы для самоподготовки

1. Что Вам известно об экологических проблемах и в чем заключаются их причины?

2. Дайте характеристику понятию «устойчивое развитие».

3. Какие проблемы экологического характера создают угрозу национальной безопасности Российской Федерации?

4. Перечислите факторы, обусловливающие современное экологическое состояние Российской Федерации.

5. Каковы пути решения экологических проблем в нашей стране?