logo search

§ 16.1. Природоохранная деятельность органов прокуратуры

Участие органов прокуратуры в природоохранной деятельности вытекает из установленных в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [21] функций прокуратуры, основной из которых является надзор за исполнением действу­ ющих на территории Российской Федерации законов (федеральных и региональных) достаточно большим кругом субъектов, к числу которых относятся федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, контролирующие органы, их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Исходя из сказанного в сфере прокурорского надзора находится исполнение в том числе законов, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то, что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях, которые требуют именно прокурорского вмешательства. То есть если вопрос может быть разрешен силами контролирующего органа, прокурор не вправе вмешиваться в этот процесс. Другое дело, когда контролирующий орган проявляет пассивность либо есть основания утверждать о предвзятости принимаемых таким органом решений. Вмешательство прокурора в подобных случаях будет более чем оправданным.

Кроме того, прокуроры в рамках своей компетенции вправе проверять законность издаваемых перечисленными выше органами и должностными лицами правовых актов, что позволяет своевременно принимать меры по отмене не соответствующих федеральным и региональным законам актов.

В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры, число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Вместе с тем природоохранную деятельность обязаны осуществлять любые прокуроры, в том числе транспортные и военные, применительно к закрепленным за ними субъектам надзора (соответственно объекты транспортной инфраструктуры и места дислокации воинских и других формирований).

Анализ природоохранной деятельности прокуроров показывает, что с каждым годом их активность в рассматриваемой сфере возрастает. С одной стороны, это можно объяснить интенсификацией работы в органах прокуратуры, а с другой — пока еще не вполне удовлетворительным состоянием законности.

Достаточно активно прокуроры участвуют в восстановлении нарушенного правопорядка в экологической сфере в судах, предъявляя иски и заявления.

В соответствии со ст. 151 Уголовно­процессуального кодекса Российской Федерации следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации осуществляют расследование экологических преступлений, предусмотренных ст. 246–249; 250, частями второй и третьей; 251, частями второй и третьей; 252, частями второй и третьей; 254, частями второй и третьей; 255, хотя по решению надзирающего прокурора могут принимать к своему производству и иные дела об экологических преступлениях.

Наконец, в рамках того же УПК РФ прокуроры поддерживают государственное обвинение по делам об экологических преступлениях, основную часть которых расследуют сотрудники органов внутренних дел.