logo search

§ 24.3. Правовой режим охраны и использования природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации

Исключительная экономическая зона Российской Федерации, как отмечалось выше, представляет собой более обширный пространственный базис, нежели территориальное море, и в ней особую значимость приобретают вопросы использования природных ресурсов и, безусловно, охраны окружающей среды. Поэтому не случайно в ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» дается объемный словарь основных понятий, большинство из которых имеют непосредственное отношение к экологическим правоотношениям. Так, под природными ресурсами исключительной экономической зоны понимаются живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.

Эти ресурсы находятся в ведении Российской Федерации, а регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации.

Допускаются такие виды использования живых ресурсов, как:

• вылов (добыча) живых ресурсов в научно­исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова;

• вылов (добыча) живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

• вылов (добыча) живых ресурсов в учебных и культурно­просветительских целях;

• разведка и промысел живых ресурсов;

• товарное выращивание живых ресурсов;

• искусственное воспроизводство живых ресурсов;

• любительский и спортивный вылов (добыча) живых ресурсов.

Право на использование живых ресурсов может предоставляться гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям. Вместе с тем преимущественное право на использование живых ресурсов имеют представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Даль­ него Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, а также население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и население в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов.

Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. Этот же орган совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывает правила промысла и других видов использования живых ресурсов, а также по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне определяет районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне для российских судов и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2005 № 768 определен порядок распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов.

К кругу обязанностей пользователей живыми ресурсами ст. 12 Закона относит необходимость:

• соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов;

• своевременно вносить установленные платежи;

• не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;

• не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима.

Нарушение перечисленных и иных требований может служить основанием для прекращения пользования живыми ресурсами.

Помимо перечисленных видов пользования живыми ресурсами глава IV закона предусматривает возможность проведения исследований живых ресурсов на основании планов, составляемых ежегодно специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов.

Заявителям может быть отказано в разрешении на проведение исследований живых ресурсов, если они:

несовместимы с требованиями защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;

включают привнесение вредных веществ в морскую среду;

включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений.

Исследования живых ресурсов подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:

без разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти;

с изменившим проведение исследований живых ресурсов отступлением от сведений, представляемых в запросе;

без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией в связи с ранее проведенными исследованиями живых ресурсов.

Полученные в результате исследований живых ресурсов данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, российские и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение исследований живых ресурсов. Уведомление о такой передаче российские и иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение исследований живых ресурсов.

Среди законодательно установленных мер защиты окружающей среды в исключительной экономической зоне Российской Федерации следует выделить:

• запрет на сброс определенных вредных веществ, указанных в Перечне вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 251 [99];

• ограничения на сброс иных вредных веществ, пределы допустимых концентраций и условий сброса которых установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.10.2000 № 748 [104];

• систему экстренных мер, принимаемых Правительством РФ в соответствии с нормами международного права в случаях столкновения судов, посадки судна на мель, морской аварии при разведке или промысле живых ресурсов, при разведке или разработке неживых ресурсов либо транспортировании живых или неживых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, либо иной морской аварии, либо действий по ликвидации последствий таких аварий, которые привели или могут привести к серьезным вредным последствиям;

• специальное нормативное регулирование в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в отношении районов, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его;

• специальное нормативное регулирование для отдельных районов, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором;

• государственную экологическую экспертизу хозяйственной и иной деятельности, являющуюся обязательной мерой по защите морской среды, живых и неживых ресурсов и предшествующую выполнению федеральных стратегии, программ и планов, которая организуется и проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости.

Основными функциями государственного контроля в сфере охраны и использования морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны выступают:

государственный экологический контроль, который представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил Российской Федерации по защите морской среды, живых и неживых ресур­ сов, и осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;

государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации и представляющий собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федерального органа исполнительной власти по рыболовству.