logo search

§ 18.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере охраны и использования земель

Статья 72 Конституции РФ относит вопросы регулирования земельных отношений к совместному ведению Российской Феде­ рации и ее субъектов. При этом непосредственная компетенция двух уровней власти в рассматриваемой сфере определяется федеральными законами, ведущее место среди которых занимает Земельный кодекс РФ, ст. 9 которого к ведению Российской Федерации в сфере использования и охраны земель относит:

установление:

основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;

изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

разработку и реализацию программ использования и охраны земель;

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и ряд иных полномочий.

Непосредственная реализация этих вопросов осуществляется Президентом РФ, подписывающим в качестве главы государства федеральные законы, Федеральным Собранием РФ, осуществляющим законотворческий процесс, Правительством РФ, принимающим в установленных законами Российской Федерации рамках постановления, а также специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере использования и охраны земель, которые реализуют основные функции государственного управления в рассматриваемой области общественных отношений.

К ведению субъектов Российской Федерации в сфере использования и охраны земель согласно ст. 10 Земельного кодекса РФ относятся:

изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;

разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, и ряд иных вопросов, не отнесенных к ведению Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Реализацией перечисленных вопросов на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными конституциями (уставами) регионов принципами разграничения полномочий занимаются государственные органы представительной и исполнительной власти, в том числе специально создаваемые для этих целей структуры, которым в оговоренных заключаемыми с Российской Федерацией соглашениями случаях могут делегироваться некоторые вопросы федерального центра. В свою очередь, регионы могут передавать часть возложенных на них вопросов в рассматриваемой сфере органам местного самоуправления при обеспечении финансово­материальной поддержки в реализации последними соответствующих функций.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 11 Земель­ ного кодекса РФ вправе:

изымать, в том числе путем выкупа, земельные участки для муниципальных нужд;

устанавливать с учетом требований федерального законодательства правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель;

управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и осуществлять иные функции местного значения.