logo search

§ 19.2. Правовое регулирование охраны и использования недр

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы охраны и использования недр, является Закон РФ «О недрах», который устанавливает рамки компетенции органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Кроме того, законом определяются условия недропользования, которое осуществляется на основании выдаваемых органами Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) лицензий, требования по рациональному использованию и охране недр, а также требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Среди законодательных актов следует также назвать Федераль­ ный закон «О соглашениях о разделе продукции», который призван обеспечить привлечение дополнительных инвестиций, в том числе из­за рубежа, в разработку новых или малоосвоенных месторождений и регулирует отношения между государством и инвесторами. В развитие этого закона принято более десяти федеральных законов, определяющих участки недр, которые могут предоставляться на условиях раздела продукции. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 31.05.1999 № 106­ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)»86.

Многие положения Закона РФ «О недрах» нашли свою конкретизацию в актах Правительства РФ, среди которых можно выделить постановления от 28.02.1996 № 215 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации» [79], от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» [126] и ряд других. В развитие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» издано постановление Правительства РФ от 08.07.1999 № 741 «Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции»87.

Достаточно высока роль ведомственных нормативных правовых актов в регламентации отдельных вопросов охраны и использования недр. Речь идет о документах, издаваемых специально уполномоченным государственным органами в рассматриваемой сфере — Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (до мая 2008 г. — МПР России). Так, приказом МПР России от 15.03.2005 № 61 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)88.

Особой формой правовой регламентации вопросов недропользования выступает издание совместных документов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к числу которых можно, например, отнести распоряжение МПР России и Правительства Республики Дагестан от 28.03.2008 № 11­р/80­р «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республики Дагестан»89.

Субъекты Российской Федерации также принимают достаточно активное участие в правовом регулировании отдельных вопросов охраны и использования недр применительно к специфике конкретного региона установленной Законом РФ «О недрах» компетенции.

Прежде всего следует отметить наличие в достаточно большом числе субъектов Российской Федерации базовых законодательных актов, среди которых можно назвать Закон Республики Саха (Якутия) от 02.07.1998 № 29­II «О недрах», Закон Омской области от 29.12.2001 № 334­ОЗ «О государственном регулировании пользования недрами на территории Омской области».

Отдельное внимание в ряде субъектов Российской Федерации уделяется охране и использованию недр применительно к конкретным видам полезных ископаемых. Так, в Калининградской области принят Закон от 27.02.1996 № 38 «Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области».

Наконец, к ведению субъектов Российской Федерации отнесено правовое регулирование вопросов, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых. Соответствующие законодательные акты приняты во многих регионах.