logo search

§ 13.1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Это право обеспечивается комплексом взаимосвязанных между собой социально­экономических, правовых, организационных, идеологических и иных мер.

Среди таких мер особое место занимает система мер экономического характера, охватываемая понятием «экономический механизм охраны окружающей природной среды». Впервые этот термин был закреплен на законодательном уровне в разделе III Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г., однако законодатель не дал определения данному понятию, раскрыв его сущность путем перечисления задач. В книге «Экология, охрана природы, экологическая безопасность» авторы понимают под экономическим механизмом охраны окружающей среды «систему экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики»56.

За истекшее с момента вступления в силу Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» десятилетие с учетом проведенной в стране смены социально­экономического курса произошли определенные эволюционные изменения во взглядах на содержание элементов экономического механизма охраны окружающей природной среды. В принятом в новой редакции Федеральном законе «Об охране окружающей среды» законодатель отказался от употребления рассматриваемого термина, заменив его понятием «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды», которому на законодательном уровне также не было дано определение. Вместе с тем сущность его определена через закрепленную в главе IV названного закона систему методов, к числу которых отнесены:

• разработка государственных прогнозов социально­экономического развития на основе экологических прогнозов;

• разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

• разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

• установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

• установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

• проведение экономической оценки природных объектов и природно­антропогенных объектов;

• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

• возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

• иные методы экономического регулирование по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Следует отметить, что нынешнее содержание рассматриваемого понятия, с одной стороны, по числу элементов шире понятия «экономический механизм окружающей природной среды», определенного в Законе 1991 г. С другой стороны, утративший силу законодательный акт подходил к проблеме более комплексно, упоминая не только о плате за негативное воздействие на окружающую среду (негативное природопользование), но и о плате за природные ресурсы (позитивное природопользование). Аналогичным был подход и к вопросам лимитирования природопользования. Кроме того, к числу очевидных недостатков нового Закона об охране окружающей среды следует отнести и крайне поверхностную по сравнению с его предшественником регламентацию самих элементов экономического механизма (или методов экономического регулирования).

Суть экономического механизма охраны окружающей природ­ ной среды и природопользования заключается в том, что наряду с сугубо административно­правовыми методами и средствами воздействия на участников экологических правоотношений в механизм охраны окружающей природной среды включаются экономические средства и методы, призванные побуждать соответствующих субъектов надлежащим образом относиться к вопросам охраны природы, что, по замыслу законодателя, обусловливает для них определенные экономические выгоды в процессе хозяйственной деятельности.