logo search

§ 12.3. Ведомственный экологический контроль

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержит упоминания о ведомственном экологическом контроле, однако это не отрицает его наличия. Речь в данном случае идет об организации и осуществлении в отдельных отраслях народного хозяйства мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований экологического законодательства. Для этих целей создаются специальные подразделения, наделяемые функциями ведомственного контроля.

К примеру, в соответствии с указанием Министерства путей сообщения РФ от 14.08.1996 № 113у «Об управлении природоохранительной деятельностью на железнодорожном транспорте» решение вопросов экологической безопасности, координации и контроля за осуществлением природоохранных мероприятий в хозяйствах железнодорожного транспорта, обеспечения проведения производственного экологического контроля за вредными выбросами предприятий железнодорожного транспорта в окружающую природную среду было возложено:

в центральном аппарате министерства — на Управление по безопасности движения и экологии;

в управлениях железных дорог — на сектора охраны природы и производственные лаборатории по контролю за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Ныне в РАО «Российские железные дороги», являющемся правопреемником МПС России, также существуют структуры, отвечающие за проверку соблюдения требований экологического законодательства на объектах железнодорожного транспорта.

Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2007 № 340 утверждено Положение об органах экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации, согласно которому система таких органов состоит из:

Управления начальника экологической службы;

Экологического центра Минобороны России;

экологических служб военных округов (флотов) и объединений;

экологических служб (должностных лиц) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

К кругу основных задач названных органов отнесены:

• разработка мероприятий по снижению (предотвращению) негативного воздействия деятельности воинских формирований на окружающую среду и ликвидации ее последствий;

• организация контроля за выполнением в воинских формированиях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений Российской Федерации, правовых актов Минобороны России по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

• организация экологического обучения, воспитания и формирования экологической культуры личного состава воинских формирований;

• планирование и организация в пределах своей компетенции обеспечения воинских формирований техническими средствами экологической безопасности.

Наличие хорошо организованного и действенного ведомственного контроля позволяет оперативно принимать меры, направленные на недопущение нарушений экологического законодательства, и зачастую предотвращать негативные последствия хозяйственной деятельности в конкретной сфере.