logo search

§ 12.4. Общественный экологический контроль

В соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Этот вид контроля может осуществляться общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

В числе наглядных проявлений участия общественности в осуществлении экологического контроля можно назвать упомянутые в главе 11 процедуру проведения оценки воздействия на окружающую среду, когда заказчиком в обязательном порядке должна информироваться общественность, а также организацию и проведение по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а равно по инициативе органов местного самоуправления общественной экологической экспертизы общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» граждане и общественные объединения имеют право на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, а также на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества. Аналогичного рода нормы содержатся и в ряде других федеральных законов.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что на федеральном уровне общественному экологическому контролю, в том числе формам его реализации, уделено значительное внимание. Вместе с тем он носит в большей части «созерцательный» характер, то есть у граждан и общественных организаций отсутствуют какие­либо серьезные полномочия, за исключением права на организацию и проведение общественной экологической экспертизы, в связи с чем основная роль общественности сводится к повседневной бдительности, то есть своевременному уведомлению органов государственного экологического контроля, а также правоохранительных органов о совершенных либо готовящихся нарушениях экологического законодательства, что, в свою очередь, обязывает соответствующие органы в обязательном порядке проверять поступающую информацию и принимать в случае необходимости властные решения. Именно разумное сочетание здоровой гражданской позиции населения и адекватного реагирования уполномоченных структур на имеющие место факты нарушений экологического законодательства может стать действенным механизмом в деле улучшения экологической обстановки.