logo search

§ 29.5. Требования к обращению с отходами производства и потребления

Требования к хозяйствующим субъектам в процессе проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, деятельность которых связана с обращением с отходами согласно ст. 10 и 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сводятся к необходимости:

соблюдать:

экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации, а в случае угрозы таких аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

иметь:

техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов;

положительное заключение государственной экологической экспертизы;

места (площадки) для сбора отходов;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно­технических достижений;

проводить:

инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

Учитывая потенциальную экологическую опасность мест размещения отходов как для здоровья человека, так и для объектов окружающей среды, федеральное законодательство устанавливает жесткие требования к их проектированию, созданию и эксплуатации. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» выбору места строительства таких объектов должна предшествовать серия различных исследований с целью проверки допустимости негативного их воздействия на природные объекты (водные ресурсы, недра, растительность и т. д.), а также обязательное проведение государственной экологической экспертизы. В свою очередь, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных органами Ростехнадзора при наличии санитарно­эпидемиологического заключения. В процессе эксплуатации объектов размещения отходов хозяйствующие субъекты обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды, а по окончании эксплуатации должны осуществлять контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель (рекультивацию). Такого рода объекты вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется органами Ростехнадзора.

Свою конкретизацию положения закона находят в правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Так, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038­01» [164], которыми установлены гигиенические требования к размещению, эксплуатации и консервации полигонов твердых бытовых отходов, гигиенические требования к отходам, используемым при рекультивации карьеров, гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны, а также определен порядок осуществления производственного контроля за эксплуатацией полигона.

Федеральное законодательство устанавливает обязательность регулярной очистки от отходов территорий городских и других поселений в соответствии с экологическими, санитарными и другими правилами. При этом бремя ответственности по организации такой деятельности несут органы местного самоуправления, которыми определяется порядок сбора на подведомственных им территориях, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие). К сожалению, в полной мере требование о сортировке отходов во многих регионах не выполняется, и это в первую очередь связано с недостаточным финансированием рассматриваемой сферы, а так­ же отсутствием должной правовой базы.

В настоящее время вопросы, связанные с вывозом отходов, регулируются утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов [87], согласно которым данная деятельность может осуществляться как специально создаваемыми муниципальными структурами, так и коммерческими организациями на основании заключения договоров.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», кроме того, запрещается:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно­оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз в Российскую Федерацию опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания.