logo search

§ 29.3. Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере обращения с отходами

Статья 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к компетенции Российской Федерации в рассматриваемой сфере относит:

разработку и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

разработку, утверждение и реализацию федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

осуществление:

надзора за исполнением законодательства Российской Феде­ рации в области обращения с отходами;

государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

лицензирования деятельности в области обращения с опасными отходами;

мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

определение:

федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий;

порядка ведения государственного кадастра отходов и организации его ведения;

установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

организацию государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования и решение ряда других вопросов.

Непосредственно в сферу реализации перечисленных правомочий вовлечены Президент РФ, подписывающий в качестве главы государства федеральные законы, Федеральное Собрание Российской Федерации, осуществляющее законотворческий процесс, Правительство РФ, принимающее в установленных законами Российской Федерации рамках постановления, а также специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, на которые ложится основное бремя государственного управления в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Следует отметить, что круг вопросов, возложенных на региональные органы власти, с 1 января 2005 г. существенно сузился. В настоящее время в ведении субъектов Российской Федерации в сфере обращения с отходами согласно ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» находятся вопросы:

проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами;

участия в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

иные вопросы в области обращения с отходами, не отнесенные к ведению Российской Федерации.

Реализацией перечисленных правомочий на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с установленными конституциями (уставами) регионов принципами разграничения полномочий занимаются государственные органы представительной и исполнительной власти, в том числе специально создаваемые для этих целей структуры, которым в оговоренных заключаемыми с федеральными органами исполнительной власти соглашениями случаях могут делегироваться некоторые полномочия федерального центра. В свою очередь, регионы могут передавать часть своих вопросов в рассматриваемой сфере в ведение муниципальных образований при обеспечении финансово­материальной поддержки в реализации последними таких полномочий.

С учетом создания в рамках проводимой в России реформы местного самоуправления трехкомпонентной системы муниципальных образований ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», равно как и ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению муниципальных образований в рассматриваемой сфере отнесены следующие вопросы:

организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора для сельских и городских поселений;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов для муниципальных районов;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов для городских округов.