logo search

§ 29.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

В регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере ведущее место принадлежит Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», который согласно Преамбуле призван определять правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Данный закон упорядочивает достаточно неоднозначный и в оп­ ределенной мере противоречивый до его вступления в силу понятийный аппарат, вводит в оборот и раскрывает содержание такого правового института, как право собственности на отходы. В нем подробно разграничены компетенция Российской Федерации и компетенция ее субъектов в области обращения с отходами. В отдельной главе закона закреплены основные требования по обращению с отходами в процессе проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также требования к объ­ ектам размещения отходов, к обращению с отходами на террито­ риях городских и других поселений. Особое внимание уделено вопросам обращения с опасными отходами. Закон раскрывает со­ держание таких понятий, как нормирование, учет и отчетность в области обращения с отходами. Должное внимание в нем уделено вопросам экономического регулирования рассматриваемой деятельности, а также различным формам контроля в названной сфере, в первую очередь государственному.

Вступление в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды» во многом позволило избежать той коллизии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», которая присутствовала ранее в нормах Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». То есть, признавая приоритет в регулировании рассматриваемых общественных отношений за специализированным Законом об отходах, Закон об охране окружающей среды лишь дополняет его нормы по отдельным вопросам. В частности, в ст. 51 этого закона закрепляется принцип безопасности для окружающей среды условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и за­ хоронения отходов производства и потребления.

Закон об охране окружающей среды, кроме того, запрещает:

• сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

• размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно­оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

• захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

• ввоз в Российскую Федерацию опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания.

Федеральный закон «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» [45] в ст. 22 закрепляет санитарно­эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. В частности, декларируется обязательность обеспечения безопасности условий и способов осуществления этих видов деятельности для здоровья населения и среды обитания.

Свою конкретизацию нормы названных законодательных актов находят в решениях Правительства РФ и правовых актах федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области обращения с отходами. В частности, постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия [73]. Постановлениями Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 и от 26.10.2000 № 818 утверждены соответственно Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [101] и Порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов [105].

Среди наиболее значимых ведомственных нормативных правовых актов следует выделить Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 [167], и Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038­01, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 [164].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что во многих регионах данная норма активно используется, причем отдельные вопросы регулировались и до вступления в силу названного закона.

Например, постановлением Правительства Москвы от 18.11.1997 № 807 было утверждено Временное положение о системе обращения с нефтеотходами в г. Москве, распоряжением Премьера Правительства Москвы от 03.11.1998 № 1219­РП утверждены Нормы накопления твердых бытовых отходов от предприятий и организаций г. Москвы.

В настоящее время специальные законодательные акты, регламентирующие на региональном уровне вопросы обращения с отходами производства и потребления, приняты более чем в пятнадцати субъектах Российской Федерации.

В качестве примера сотрудничества органов власти нескольких субъектов Российской Федерации можно привести совместное постановление Правительства Москвы и Администрации Московской области от 20.09.1994 № 790­14 «О строительстве и эксплуа­ тации комплексов переработки ТБО и полигонов на территории Московской области».