logo search

§ 11.10. Оценка воздействия на окружающую среду

Согласно ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно­правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Такая оценка должна проводиться при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Детальная регламентация названной функции излагается в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 [159]. Под оценкой воздействия на окружающую среду в данном документе понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

В основу проведения оценки воздействия на окружающую среду ложится принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду производится физическими или юридическими лицами — заказчиками экологической экспертизы (о ней речь пойдет в следующем параграфе) либо иными лицами, которым заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Неотъемлемым условием проведения рассматриваемой процедуры является привлечение общественности в рамках осуществлении функции общественного экологического контроля. Такое участие должно обеспечиваться заказчиком путем информирования общественности, в том числе с помощью средств массовой информации, и организовываться органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика.

Результатами проведенной оценки воздействия на окружающую среду являются:

• информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально­экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

• выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

• решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказ от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Исходя из специфики той или иной хозяйственной сферы могут разрабатываться документы, конкретизирующие особенности проведения оценки воздействия на окружающую среду. Напри­ мер, распоряжением Министерства транспорта РФ от 22.11.2001 № ОС­482­р утверждена Отраслевая дорожная методика «Руко­ водство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства» [165].