logo search

§ 5.4. Современный период (1992 г. — настоящее время)

Рассматриваемый период в правовом регулировании экологических отношений в России характеризуется тем, что в 1990­е годы произошло полное обновление базовых законодательных актов.

В 1992 г. вступил в силу Закон РФ «О недрах», а в 1993 г. — Основы лесного законодательства Российской Федерации. До принятия ныне действующей Конституции РФ имел место научно­практический подход, согласно которому с учетом федеративного устройства Российской Федерации на федеральном уровне предлагалось принимать именно Основы законодательства, на базе которых субъекты Российской Федерации могли бы принимать с учетом региональной специфики собственные законодательные акты. Однако дальнейшего развития эта тенденция не получила.

В 1995–1999 гг. вступила в силу целая обойма обновленных отраслевых законодательных актов: Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) и «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.). Логическим продолжением названной законотворческой цепочки явилось принятие Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.).

К законодательным актам, принятым в последующие годы, относятся Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (2004 г.), Водный и Лесной кодексы (2006 г.).

Кроме того, следует отметить, что на законодательном уровне нашли свое закрепление отдельные области экологических общественных отношений, ранее регулировавшиеся на подзаконном уровне. В частности, увидели свет федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (1995 г.), «Об экологической экспертизе» (1995 г.) и ряд других.

Рассматриваемый период ознаменовался принятием принципиально новых законодательных актов, регулирующих отдельные группы общественных отношений, среди которых можно назвать федеральные законы «О государственном регулировании в области генно­инженерной деятельности» (1996 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.) и некоторые другие.

Серьезный импульс получило и региональное законодательство, поскольку субъекты Российской Федерации стали более активно реализовывать свои конституционные полномочия в вопросах правового регулирования экологической сферы. При этом активизация регионального законотворчества обусловливается несколькими факторами, в том числе необходимостью:

• нормативного дополнения отдельных вопросов в прямо предусмотренных федеральными законами случаях. Например, ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», перечисляя категории таких территорий, одновременно предоставляет субъектам Российской Федерации право по своему усмотрению устанавливать иные категории особо охраняемых территорий, и эти правомочия во многих регионах уже реализованы;

• конкретизации норм федерального законодательства с учетом региональных особенностей. Так, наряду с непосредственно действующим Федеральным законом «Об охране окружающей среды» во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Бурятия, Красноярском крае, Ростовской области, Ямало­Ненецком автономном округе, приняты свои законы об охране окружающей среды;

• восполнения пробелов в нормативном регулировании отдель­ ных вопросов со стороны федерального законодателя. К примеру, в Чувашской Республике, Курской области и Ненецком автономном округе приняты законы об экологической безопасности, а в Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Костромской области и Ханты­Мансийском автономном округе действуют законы об экологическом образовании.