logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

8. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности Контрабанда (ст.188 ук)

Часть 1 ст.188 УК РФ предусматривает ответственность за контрабанду, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Контрабанда – достаточно распространенное преступление. Так, в 1997 г. было зарегистрировано 3 375, в 1998 г. - 525, в 1999 г. – 3 982, в 2000 г. — 4371, в 2001 г. — 3860 таких преступления (включая его квалифицированный и особо квалифицированный виды, предусмотренные частями 2, 3 и 4 ст.188 УК); при этом следует отметить, что специалисты не без основания говорят о высокой степени латентности данного преступления.

Объект преступления – установленный порядок внешнеэкономической деятельности, направленный на обеспечение товарооборота через таможенную границу, а проще говоря, порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Предмет контрабанды – товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Предметом контрабанды, наказуемой по ч.1 ст.188 УК являются любые товары или предметы, за исключением перечисленных в части 2 этой статьи (т.е. за исключением, например, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов и других предметов, которые будут рассмотрены при характеристике квалифицированного состава данного преступления).

Крупный размер контрабанды определяется в Примечании к ст.199 УК РФ. Она признается, совершенной в крупных размерах, если стоимость перемещенных товаров превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Объективная сторона характеризуется: 1) действием (перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере; 2) способом (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированным или недостоверным декларированием.

Одним из самых ключевых для определения состава контрабанды понятий является понятие таможенной границы Российской Федерации. Оно не совпадает полностью с понятием государственной границы. Согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. государственной границей Российской Федерации является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия ее государственного суверенитета. В соответствии же со ст.3 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенной границей является граница таможенной территории Российской Федерации. К таможенной территории ст.3 ТК РФ относит:

- сухопутную территорию Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (граница этой таможенной территории совпадает с государственной границей);

- находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела;

территория свободных таможенных зон и свободных складов в случаях, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу (в принципе же территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации).

В статье 4 ТК РФ дается обобщающее понятие таможенной границы Российской Федерации: «Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации».

Понятие исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее границ дается в ст.1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г. Исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Свободная таможенная зона и свободный склад – виды таможенных режимов, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации (ст.75 ТК РФ).

Таким образом с учетом указанных особенностей таможенную границу можно определить как границу таможенной территории (включая исключительную экономическую зону) Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов, на которые распространяется действие российского таможенного законодательства.

В соответствии с п.5 ст.18 ТК РФ перемещение через таможенную границу Российской Федерации – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:

- при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации – фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

- при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады – подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

Как уже отмечалось, обязательным признаком уголовно-наказуемой контрабанды является способ перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов.

Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации (ст.18 ТК РФ). Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов (таможен и таможенных постов Российской Федерации).

Перемещение товаров помимо таможенного контроля – это значит,что оно осуществляется не в определенных таможенными органами местах (а минуя их) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Последнее означает процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других (ст.277 ТК РФ). В документах (например, методического характера) Государственного Таможенного комитета РФ (ГТК РФ) дается конкретизация возможных способов сокрытия товаров от таможенного контроля. Так, под тайниками понимаются: а) места, специально изготовленные для сокрытия товаров от таможенного контроля, то есть функциональным назначением которых является только незаконное перемещение товаров и б) места, специально оборудованные и приспособленные, то есть подвергавшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д. К первой разновидности тайников относится, например, помещение контрабандного товара в специальное устройство (приспособление), которое в свою очередь, помещается внутри какого-либо предъявляемого таможенникам товара или предмета (пылесоса, или предмета без специального приспособления в предъявляемой таможенникам товар или предмет, для чего осуществляется предварительная разборка и сборка последних (например, тех же пылесоса или стиральной машины).

Оригинальная разновидность тайника для контрабандных товаров было изобретена Чичиковым (и его компаньоном) - героем гоголевских «Мертвых душ»: «Действия начались блистательно: читатель, без сомнения, слышал так часто повторяемую историю об остроумном путешествии испанских баранов, которые, совершив переход через границу в двойных тулупчиках, пронесли под тулупчиками на миллион брабанских кружев1».

Под другими способами сокрытия товаров от таможенного контроля понимаются способы, при которых визуальное обнаружение товаров во время таможенного контроля также затруднительно.

Так, например, обнаружение не заявленной по установленной форме иностранной валюте среди личных вещей в чемодане физического лица в практике таможенных органов не рассматривается как к сокрытие от таможенного контроля. Однако если такая валюта перемещалась под стелькой находившейся в чемодане туфли, такого рода перемещение, безусловно относится к перемещению валюты с сокрытием от таможенного контроля. Выявление при личном досмотре физического лица по заявленной по установленной форме иностранной валюте, находящейся в кармане надетой на нем одежды, не относится к категории перемещаемой с сокрытием от таможенного контроля. Однако если такая валюта была обнаружена при личном досмотре за подкладкой надетого на физическом лице пиджака, в его действиях содержатся признаки сокрытия товара от таможенного контроля2. К числу таких же способов сокрытия товаров от таможенного контроля можно упомянуть и следующий: пассажирка авиалайнера спрятала два пакетика с золотым песком общим весом более трех килограммов под трусы, прикрепив их скотчем к ягодицам, но таможенники все-таки сумели обнаружить это золото при личном досмотре.

В практике таможенных органов встречались случаи перевозки наркотических средств в желудке контрабандиста, иностранной валюты или драгоценных камней во влагалище женщин-исполнителей этого преступления. Такие способы провоза через таможенную границу соответствующих предметов расцениваются как способы уклонения этих предметов от таможенного контроля.

Распространенным способом сокрытия товаров от таможенного контроля является и придание одним товарам вида других, то есть существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

Перемещение через таможенную границу товаров или иных предметов с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации – это перемещение таких предметов с представлением таможенному органу Российской Федерации в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам (ст.278 ТК РФ); за исключением предоставления недостоверных сведений с целью неправомерного освобождения от таможенных платежей либо их занижения.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и других предметов, перемещаемых через таможенную границу, - это незаявление по установленной форме (письменной, устной или иной) достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о провозимых товарах и других предметах (ст.168, 169, 179 ТК РФ). В связи с этим недекларирование иностранной валюты на сумму, превышающую установленную Центрабанком РФ и Государственным таможенным комитетом РФ (и на которую физические лица имеют право провоза без представления таможенным органом документов, подтверждающих легальность их приобретения) относится к запрещенным способам контрабанды (и в случае, если размер превышения достигает определенного в Примечании к ст.188 УК крупного размера контрабанды, содеянное квалифицируется как уголовно-наказуемое деяние).

Часть 2 ст.188 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за контрабанду, то есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

От контрабанды, предусмотренной ч.1 ст.188 УК его квалифицированный состав отличается по предмету преступления и размеру перемещаемых через таможенную границу предметов. Предметом такой контрабанды являются предметы, использование которых связано с посягательством на общественную безопасность (отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы), здоровья населения (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества), на мир и безопасность человечества (ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения) и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Понятие содержания таких предметов будет соответственно рассмотрено при характеристике преступлений против общественной безопасности и общественного порядка и преступлений против мира и безопасности человечества.

Для состава квалифицированной контрабанды не требуется и установления крупного размера перемещаемых через таможенную границу предметов в связи с тем, что опасность данного вида контрабанды связывается не с их стоимостью, а с их функциональным назначением (стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

К оружию массового поражения в соответствии с международно-правовыми актами относится: ядерное (применение которого полностью запрещено, а производство ограничено), химическое и биологическое (производство которых полностью запрещается) оружие (предметное содержание этих видов оружия массового поражения, как уже отмечалось, будет рассмотрено при характеристике преступлений против мира и безопасности человечества).

К материалам и оборудованию, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, относятся: сырье, лабораторное или промышленное оборудование, а также технологии, которые могут служить для разработки, изготовления и испытания оружия массового поражения или средств его доставки. Перечень таких материалов оборудования утверждаются Правительством РФ и Президентом РФ.

Под стратегически важными сырьевыми товарами, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации понимаются товары, утверждаемые постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ. К ним, например, относятся: драгоценные металлы, сплавы и изделия из них; руды; драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них; некоторые цветные металлы; рыба, моллюски, икра частиковых, осетровых и лососевых пород; ракообразные; дикие животные, дикорастущие растения; слоновая кость; кораллы; лекарственное сырье растительного и животного происхождения; пшеница твердых и мягких сортов.

Культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила их перемещения через таможенную границу - это предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, указанные в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» включая и культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации (предметная характеристика этих ценностей была дана при анализе преступлений против собственности).

Часть 3 и 4 рассматриваемой статьи предусматривают еще более строгую ответственность за контрабанду при особо отягчающих обстоятельствах. В части 3 это контрабанда, совершенная: а) неоднократно; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Часть 4 ст.188 УК предусматривает ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой.

Неоднократность контрабанды понимается в соответствии с требованиями ст.16 УК РФ, Понятие должностного лица дается в Примечании 1 к ст.285 УК (и будет предметно рассмотрено при характеристике преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления). Под насилием при контрабанде понимаются применение физического насилия в виде побоев, умышленного причинения легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (предусмотренного частями 1, 2,3 УК РФ), а также угроза физическим насилием (включая и угрозу убийством). Причинение при этом умышленного тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его убийства влечет ответственность по совокупности п. «в» ч.3 ст.188 и ст.105 или ч.4 ст.111 УК РФ.

Понятие организованной группы при контрабанде понимается с учетом требований ч.3 ст.35 УК РФ.

Субъектом контрабанды является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъектом преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст. 188 УК является специальный субъект, т.е. должностное лицо, осуществляющее контрабанду с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, образующие объективную сторону рассматриваемого преступления, то есть перемещает через таможенную границу Российской Федерации товары или иные предметы помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо если это сопряжено с недекларированным или недостоверным декларированием (при контрабанде, предусмотренной ч.1 ст.188 УК – крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов, в составе, предусмотренном частью 2 – специфический предмет преступления, а в составах, предусмотренных частями 3 и 4 – квалифицирующие обстоятельства этого преступления) и желает их совершить.

Контрабанду без отягчающих обстоятельств, т.е. предусмотренную ч.1 ст.188 УК РФ следует отличать от административных правонарушений, также заключающихся в незаконном перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В первую очередь с незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст.16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и не декларированием либо недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Основное отличие – в размере незаконно перемещаемых товаров или транспортных средств. Как уже отмечалось, состав уголовно-наказуемой контрабанды, предусмотренной ч.1 ст.188 УК РФ, налицо в случае перемещения через таможенную границу указанных товаров и иных предметов лишь в случае если это связано с их перемещением в крупном размере. Если же это происходит в меньших размерах, то содеянное образует указанные составы административных правонарушений.