logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

Организация преступного сообщества (преступной организации) - ст.210 ук.

В 1997 г. было зарегистрировано 48, в 1998 г. – 84, в 1999 г. – 162, в 2000 г. — 170, в 2001 г. — 118 случаев преступления, предусмотренного ст.210 УК.

Часть 1 ст.210 УК РФ предусматривает ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

Объект преступления – общественная безопасность.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 ст.210 , характеризуется действиями: а) созданием преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (см. ст.15); б) руководство таким сообществом (организацией); в) руководство входящими в преступное сообщество структурными подразделениями; г) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

Понятие преступного сообщества и организованной группы дается в ст.35 УК.

Создание преступного сообщества и указанных преступных объединений предполагает активную деятельность, направленную на их организацию. Создание преступного сообщества и создание объединений организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп является оконченным с момента фактического создания указанных преступных организаций, хотя они и не совершили каких-либо других преступлений. Процесс же формирования указанных преступных организаций необходимо рассматривать как приготовление или покушение.

Руководство преступным сообществом (организацией) и входящими в него структурными подразделениями предполагает деятельность по объединению усилий членов указанных преступных объединений и лидерство их руководителя. Это означает не только руководство подготовкой конкретных тяжких и особо тяжких преступлений, но и руководство иными организационными действиями, направленными на функционирование преступного сообщества и его структурных подразделений (например, распределение ролей участников, организация материально-технического обеспечения, обеспечение безопасности, в том числе мер конспирации и защиты от разоблачения, распределения средств, полученных от преступной деятельности и т.д.).

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, заключается в действии – участии в преступном сообществе (организации) либо в объединении лиц, указанных в части 1 ст.210 УК. Это участие может выражаться не только в участии в подготовке и совершении конкретных тяжких или особо тяжких преступлений, а также разработке планов и условий для их совершения (при создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованной групп).

Часть 3 комментируемой статьи конструирует состав данного преступления при особо отягчающих обстоятельствах. От преступлений, предусмотренных частями 1 и 2 ст.210, он отличается по способу и субъекту. В этом случае преступление совершается лицом с использованием своего служебного положения (см. примечание 1 к ст.201 и примечание 1 к ст.285 УК).

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст.211 УК)

Как уже отмечалось, впервые в отечественном уголовном законодательстве ответственность за угон воздушного судна была установлена Указом Президиума Верховного Суда СССР от 3 января 1973 г. Введению этого уголовно-правового запрета предшествовали два события. Во-первых, конкретный факт угона советского самолета, получивший широкую огласку. В 1970 г. отец и сын Бразинскасы, являясь пассажирами небольшого АН-24, совершавшего рейс из Батуми в Краснодар, осуществили захват этого самолета. В ходе перестрелки, открытой преступниками, была убита бортпроводница Надежда Курченко, которая пыталась не пустить их в кабину пилотов, а два члена экипажа получили ранения. По требованию угонщиков самолет приземлился в Турции (где они и были осуждены).

Во-вторых, принятие в 1970 г. международной конвенции (Гаагской) о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, ратифицированной Советским Союзом. Как указывается в ее преамбуле, она была принята исходя из того, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру в безопасность гражданской авиации и что в целях предотвращения таких актов имеется настоятельная необходимость обеспечить принятие соответствующих мер для наказания преступников.

Согласно Конвенции преступлением являются действия любого лица на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое: а) незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия, или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие, или б) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое действие.

Однако очевидно, что большую опасность, во-первых, представляют не только действия по захвату воздушного судна в полете, но и по его захвату (во время стоянки) и угону. И, во-вторых, большую опасность представляют также случаи захвата и угона судна водного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава. Эти пробелы и устранены в ст.211 УК РФ.