logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

3. Преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 ук)

Непосредственным объектом этого преступления являются регламенти­рованные международным правом средства и методы ведения войны.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной ста­тьи, характеризуется следующими действиями: 1) жестокое обращение с во­еннопленными или гражданским населением; 2) депортация гражданского населения; 3) разграбление национального имущества на оккупированной территории; 4) применение в вооруженном конфликте средств и методов, за­прещенных международным договором Российской Федерации.

В соответствии с международным правом военнопленными являются следующие лица, если они попадают во власть одной из воюющих сторон: личный состав вооруженных сил воюющей страны, партизаны, состав опол­чения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления, некомбатанты (несражающиеся, т.е., как правило, не прини­мающие непосредственного участия в вооруженной борьбе, использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имуще­ства, а также раненых, больных и т. п.), стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает в своих военных операциях нормы права вооруженных конфликтов (отрасль международного права, регули­рующая ведение военных действий в ходе международных и немеждународ­ных вооруженных конфликтов). Режим военного плена определяется в ос­новном Женевской конвенцией 1949 г. «Об обращении с военнопленными»1. В соответствии с ней с военнопленными следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или меди­цинскому опыту. Запрещается дискриминация военнопленных по признакам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения.

В международном праве существует правило, что гражданское населе­ние, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. При проведении военных операций воюющие стороны должны постоянно заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты (к ним относятся жи­лища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским насе­лением; места и районы, используемые исключительно гражданским населением, например, убежища, больницы и т. п.), продукты питания, а также ис­точники воды. В отношении гражданского населения оккупированной терри­тории запрещается: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психи­ческим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов; телесные нака­зания; увечья; надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное или оскорбительное обращение; принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия2. В качестве примера жестокого обращения с гражданским населением можно привести преступления германских оккупантов на территории Советского Союза во время второй мировой войны, выражавшиеся в насильственном помещении советских граждан в концентрационные лагеря и введении там режима ка­торжного труда, где под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти их за­ставляли выполнять различные тяжелые работы.

Под депортацией гражданского населения понимается насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории.

Разграбление национального имущества на оккупированной террито­рии - это его расхищение любыми способами, обращение его в свою собст­венность оккупирующей стороной, вывоз имущества с оккупированной тер­ритории. «Ограбление общественной или частной собственности» в Уставе Международного (Нюрнбергского) военного трибунала было названо в каче­стве одной из разновидностей военных преступлений. Трибунал установил, что расхищение и разграбление собственности оккупированных европейских стран производилось германскими войсками в невиданных масштабах, захва­тывалось и вывозилось все, что представляло ценность — металл, шерсть, бумага, продовольствие, средства транспорта (паровозы, вагоны и даже рель­сы), культурные ценности.

Учитывая особый вред, который в ходе военных действий может быть нанесен культурным ценностям народов, в 1954 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В Конвенции дается определение понятия «культурная ценность» (памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных ма­териалов, музеи, крупные библиотеки и т. п.). Защита указанных ценностей включает их охрану и уважение. Воюющие стороны обязаны воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны1.

К запрещенным средствам ведения войны относится, в первую очередь, применение оружия массового поражения, что образует квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК. Запрещенными мо­гут быть и отдельные виды обычного оружия. В 1981 г. была принята специ­альная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие. В договорах, прила­гаемых к этой Конвенции, запрещалось применение любого оружия, раняще­го осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лу­чей, а также ограничивалось применение некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и отдельных видов зажигательного оружия.

Запрещенные методы ведения войны предполагают определенные спо­собы ее ведения, запрещенные международным правом. Так, в соответствии с Дополнительным протоколом I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. воюющим запрещается отдавать приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду ней­тральных стран или государств, не находящихся в конфликте2. В соответст­вии с Конвенцией о запрещении военного или любого враждебного исполь­зования средств воздействия в вооруженных конфликтах запрещено исполь­зование любых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, наруше­ние экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах по­годы, климата, в состоянии озонного слоя и ионосферы3.

Следует отметить, что в соответствии с тенденцией развития междуна­родного права его нормы и принципы в части определения запрещенности средств и методов ведения войны распространяются и на вооруженные кон­фликты на территории одного государства, т. е. на его внутренние вооружен­ные конфликты. Объектом указанных норм и принципов могут быть и воо­руженные конфликты немеждународного характера. Это вытекает, например, из Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.4 Можно сказать, что в связи с этим международное пра­во по сути отказалось от традиционного термина «право войны» и перешло к термину «право вооруженных конфликтов» (или «международное гуманитарное право, применяемое в условиях вооруженных конфликтов»). Это право является отраслью международного права, призванной регулировать ведение военных действий в ходе международных и немеждународных конфликтов, обеспечить защиту их жертв5. Это соответствует и указанию ст. 356 УК на применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных ме­ждународным договором Российской Федерации. Дело в том, что и I и II До­полнительные протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были ра­тифицированы Советским Союзом в августе 1989 г. без каких-либо оговорок и, следовательно, в силу правопреемства их выполнение возлагается на Рос­сийскую Федерацию.