logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

Часть 1 ст.211 предусматривает ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона.

В 1997 г. было зарегистрировано 20, в 1998 г. – 18, в 1999 г. – 10, в 2000 г. — 12, в 2001 г. — 8 случаев таких преступлений (включая и квалифицированные составы, предусмотренные ч.2 и 3 ст.211 УК).

Объект преступления – общественная безопасность.

Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

К воздушным суднам относятся любые летательные аппараты независимо от их формы собственности (государственные, частные), ведомственной принадлежности (военному или гражданскому ведомству) и целевому назначению (пассажирские, транспортные, санитарные и т.д.); самолеты, вертолеты, дельтапланы, дирижабли, воздушные шары и другие летательные устройства, полет на которых требует соблюдения мер безопасности).

Водное судно – сооружение для перевозки по воде грузов и пассажиров, предназначенное для промышленных, военных, научно-исследовательских и иных целей. Оно может быть морским и речным, самоходным и несамоходным, непосредственно водным, надводным (на воздушной подушке) и подводным.

К железнодорожному составу относятся средства передвижения железнодорожного транспорта: электровозы, локомотивы, вагоны и т.д.

Объективную сторону преступления, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, образуют действия, выразившиеся в: а) угоне указанного судна или состава или б) их захвате.

Угон – это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, судном или составом как во время стоянки, так и во время следования по маршруту с последующим его удержанием во время движения судна или состава по маршруту, избранному преступником. Угон является оконченным с начала движения судна или состава по маршруту, избранному виновным, независимо от продолжительности такого движения.

Захват это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, судном или составом во время их стоянки или во время следования по маршруту.

Под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст.115 УК и другие, менее опасные виды насилия (например, насильственное лишение свободы). Насилие может применяться к членам экипажа воздушного или водного судна, к лицам, обеспечивающим движение в пути железнодорожного подвижного состава, к пассажирам, персоналу аэродрома, вокзала.

Часть вторая ст.211 предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные при отягчающих обстоятельствах: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Указанные признаки совпадают с соответствующими квалифицирующими признаками захвата заложников (п.п «а», «б», «в» и «г» части 2 ст.206; в отличие от п. «в» части 2 ст.296 п. «в» части 2 ст.211 УК предусматривает повышенную ответственность и за угрозу применения указанного насилия).

Часть третья ст.211 предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах, то есть организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание этих признаков аналогично соответствующим признакам захвата заложников (часть 3 ст.206).

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, отвечает за те преступления, совершенные им при угоне или захвате судна или состава, ответственность за которые наступает с четырнадцатилетнего возраста (см. ст.20).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного частями 1 и 2 комментируемой статьи, а также совершенного организованной группой (часть 3), характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает угон или захват судна или состава и общественную опасность этий действий и желает этого.

Субъективная сторона угона или захвата, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (часть 2 ст.211) характеризуется двойной формой вины (см ст.27) – прямым умыслом к действиям по угону или захвату и неосторожностью по отношению к указанным в части 3 последствиям. Лицо предвидит, что в результате указанных в частях 1 и 2 комментируемой статьи действий может наступить смерть человека или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или не предвидит возможности наступления указанных последствий, но должно было и могло их предвидеть. В целом такое преступление является умышленным преступлением.