logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

11. Преступления против прав потребителей Обман потребителей (ст.200 ук)

Часть 1 ст.200 УК РФ предусматривает ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере.

Обман потребителей – распространенное преступление. Так, в 1997 г. было зарегистрировано 26 747, в 1998 г. – 44 014, в 1999 г. – 63 694, в 2000 г. — 84971, в 2001 г. — 92169 уголовно-наказуемых обманов потребителей (включая и рассматриваемое преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных ч.2 рассматриваемой статьи УК).

Объект преступления – интересы потребителей. В соответствии с федеральным законодательством (в первую очередь, с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» 1992 г. – с последующими изменениями, потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Предмет преступления – товар (в том числе работы и услуги) и его денежный эквивалент (деньги, как в отечественной, так и в иностранной валюте).

Объективная сторона характеризуется действием, выражающимся в обмане в значительном размере потребителя. Диспозиция ч.1 рассматриваемой статьи предусматривает следующие виды обмана потребителей: 1) обмеривание; 2) обвешивание; 3) обсчет; 4) введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товара (услуг); 5) иной обман.

Обмеривание или обвешивание – это передача потребителю товаров с уменьшением необходимой меры и необходимого веса (недомер или недовес, недовложение продуктов при изготовлении блюд и т.п.).

Обсчет – неправильная сдача денег покупателю или заказчику, отпуск меньшего количества штучных товаров, чем оплачено покупателем и т.д.

Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товаров (услуг) есть сокрытие или искажение информации о подлинных свойствах товара (услуги) в целях побуждения потребителя к осуществлению покупки или услуг. Требования, предъявляемые к содержанию информации о товарах (работах, услугах), содержатся в указанном выше Законе РФ «О защите прав потребителей».

Иной обман потребителя – любая иная дезинформация потребителя относительно предмета покупки или оказываемых услуг (например, нарушение такого условия договора купли-продажи, как доставки продавцом товара на дом).

Обман потребителя является уголовно-наказуемым, если он совершен в значительных размерах, под которым в соответствии с примечанием к ст.200 УК признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда.

Преступление признается оконченным с момента совершения обманных действий, причиняющих значительный ущерб потребителям.

Субъектом преступления являются работники, осуществляющие реализацию товаров или оказание услуг населению независимо от формы собственности соответствующих торговых и бытового обслуживания учреждений, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает обман потребителей в значительном размере и желает этого.

Часть 2 ст.200 УК устанавливает ответственность за обман потребителей при отягчающих обстоятельствах: совершенный лицом, ранее судимым за обман потребителей (п. «а»), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б»), в крупном размере (п. «в»).

Для квалификации деяния по п. «а» ч.2 ст.200 УК требуется, чтобы судимость за предыдущий обман потребителя не была снята или погашена.

О понятии преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, см. ст.35 УК.

В соответствии с примечанием к ст.200 УК обманом потребителя в крупном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.