logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266 ук)

В 1997 г. было зарегистрировано 70, в 1998 г. – 59, в 1999 г. – 60, в 2000 г. – 56, в 2001 г. – 58 преступлений, предусмотренных ст.266 УК.

Часть 1 ст.266 УК РФ устанавливает ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Объект преступления – безопасность транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного) как неотъемлимой части общественной безопасности.

Предмет преступления – транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи или иное транспортное оборудование.

Транспортные средства (в смысле диспозиции рассматриваемой статьи) – это любые транспортные средства железнодорожного, воздушного, водного (морского или речного), автомобильного транспорта (электровозы и тепловозы, морские или речные суда, самолеты, вертолеты, трамваи, троллейбусы, автомобили и т.п.). Пути сообщения различаются в зависимости от вида транспорта. Так, на железнодорожном транспорте к ним относится железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью, на воздушном – например, взлетно-посадочные полосы. Средства сигнализации – это различные технические устройства, предназначенные для передачи звуковой, световой и другой условной информации (например, семафоры на железнодорожном транспорте, маяки и бакены – на морском или речном). Средствами связи являются различного рода технические устройства, предназначенные для приема и передачи различных видов сообщений (телефонная, телеграфная, телевизионная и иная связь) Транспортное оборудование представляет собой технические устройства, приборы и механизмы (за вычетом средств сигнализации и связи), обеспечивающие безопасную работу транспорта (например, эстакады на автомобильном транспорте, радиолокаторы на воздушном и водном транспорте).

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями (недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей собщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортынх средств); 2) последствиями (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба) и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования означает нарушение установленных правил производства ремонта, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Под выпуском в эксплуатацию понимается дача разрешения или прямое указание (устное или письменное) лицом, ответственным за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, лицу, управляющему транспортным средством.

В отличие от составов преступлений, предусмотренных ст.264 и 265 УК вредные последствия, предусмотренные диспозицией части 1 ст.266 УК, заключаются не только в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, но и крупного ущерба. Понятие последнего является оценочным и определяется с учетом особенностей конкретного уголовного дела. В теории и судебной практике считается, что при этом следует учитывать такие обстоятельства, как разрушение или существенное повреждение транспортных средств в результате, например, их столкновения, уничтожения или существенного повреждения сооружений, обеспечивающих безопасность движения транспортных средств, причинение существенного экологического вреда и т.п.

В связи с тем, что данный состав преступления сконструирован по типу материальных составов он признается оконченным только в результате наступления указанных в диспозиции ст.266 УК вредных последствий и лишь при том условии, что последние находятся в причинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования или выпуском в эксплуатацию технически неисправных средств. В судебной практике субъектом преступления признается лицо, ответственное за недоброкачественный ремонт транспортных и других указанных в ст.266 средств либо осуществляющее такой ремонт (автослесарь, мастер, начальник ремонтного участка и т.д.), а также лицо, ответственное за техническое состояние указанных средств и выпуск в эксплуатацию технических неисправных средств. Субъектами выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств признаются работники как автохозяйств, так и любых других организаций и предприятий, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы либо водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства. Техническая неисправность транспортных средств должна признаваться заведомой, если о ней известно лицу, ответственному за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Водитель либо владелец транспортного средства, в нарушение действующих правил передавший управление транспортным средством лицу, лишенному водительских прав или вообще их не имеющему либо не имеющему прав, требуемых для управления данным видом транспортных средств, если в результате этих действий наступили указанные в ст.266 УК последствия, несет ответственность по соответствующей части ст.266 УК, а лицо, фактически управляющее в этом случае транспортным средством – по ст.264 УК. Если в нарушение действующих правил управление транспортным средством было передано должностному лицу, от которого водитель зависим по службе, это не освобождает водителя от ответственности, но должно учитываться при назначении наказания. Водитель за подобные действия не несет уголовной ответственности в том случае, когда он был отстранен от управления или распоряжения транспортным средством надлежащим должностным лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей (непосредственным начальником, работником ГАИ-ГИБДД и др.)1.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что вследствии произведенного им недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуска в эксплуатацию технически неисправных средств , здоровью человека может быть причинен тяжкий или средней тяжести вред или в результате этого будет причинен крупный ущерб, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий, либо не предвидит их, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Часть 2 ст.266 УК предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а часть 3 – смерть (также по неосторожности) двух или более лиц.

Нарушение правил международных полетов (ст.271 УК)

Данное преступление также (как и предыдущее) относится к числу редко встречающихся на практике. Так, в 1997 –2001 гг. в России не было официально зарегистрировано ни одного случая таких преступлений. В 1991 г. громкую известность получило дело гражданина ФРГ Руста, пролетевшего без получения какого-либо разрешения через границу Союза ССР и приземлившегося в Москве возле Красной площади.

Статья 271 УК РФ предусматривает несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов.

Объект преступления – безопасность международных полетов как составная безопасности воздушного транспорта и общественной безопасности в целом.

Объективная сторона характеризуется деянием – действием или бездействием – несоблюдением правил международных полетов. Эти правила регламентируются Федеральным законом «О государственной границе Российской Федерации», Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, рядом международно-правовых актов (например, разработанных Организацией международной гражданской авиации ИКАО). Диспозиция ст.271 УК дает лишь примерный перечень наиболее типичных нарушений правил международный полтов. В связи с чем при расследовании и судебном рассмотрении конкретного уголовного дела о таком преступлении необходимо обращаться к указанным нормативным актам. Состав преступления образует, например, несоблюдение указанных в разрешении на полет маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета, посадки в аэропортах, не открытых для международных полетов (исключая случаи крайней необходимости), невключение опознавательных знаков и т.п.

Состав преступления является формальным и признается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

Субъект преступления – любое лицо (гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранный гражданин, летчик-профессионал, пилот-любитель и т.д.), достигшее 16-летнего возраста, управляющее воздушным судном и нарушившее правила международных полетов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что нарушает правила международных полетов и желает этого.

4. Иные транспортные преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК)

В 1997 г. было зарегистрировано 53, в 1998 г. – 43, в 1999 г. – 51, в 2000 г. – 43, в 2001 г. 50 уголовно-наказуемых случаев приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Часть 1 ст.267 УК РФ предусматривает ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения. Средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Объект преступления – безопасность транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного) как неотъемлимой составной общественной безопасности.

Предмет преступления – транспортные средства, пути сообщения (транспортные коммуникации), средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование (содержание этих понятий таково же, как в составе преступления, предусмотренном ст.266 УК).

Объективная сторона характеризуется: 1) действиями (разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в диспозиции части 1 ст.267 УК предметов, а равно блокирование транспортных коммуникаций); 2) последствиями (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба) и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Под разрушением указанных средств в теории и судебной практике понимается приведение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования в полную негодность, исключающую использование по прямому назначению. Их повреждение предполагает возможность восстановления последних путем ремонта.

Иные способы приведения указанных средств в негодное для эксплуатации состояние могут быть самые разнообразные (например, помещение на железнодорожное полотно каких-либо металлических или других твердых предметов).

Блокирование транспортных коммуникаций выражается в создании препятствий для движения транспортных средств (железнодорожного, воздушного, водного или автомобильного транспорта), например, в преграждении железнодорожных путей, взлетно-посадочной полосы большими группами людей, создание различного рода «завалов» из бревен, шпал, камней и т.п.

Понятие крупного ущерба понимается также, как в составе преступления, предусмотренного частью 1 ст.266 УК.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14 лет.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что вследствие производимого им разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирования транспортных коммуникаций может быть причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека или крупный ущерб, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. Либо не предвидит, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Часть 2 ст.267 УК предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а часть 3 – смерть (также по неосторожности) двух или более лиц.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст.268 УК)

В 1997 г. было зарегистрировано 149, в 1998 г. – 122, в 1999 г. – 149, в 2000 г. 124, в 2001 г. – 125 уголовно-наказуемых нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, предусмотренных ст.268 УК.

Часть 1 ст.268 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Объект преступления – безопасность транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного) как составной общественной безопасности.

Объективная сторона характеризуется: 1) деянием-действием или бездействием (нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств); 2) последствиями (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека) и 3) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

Правила безопасности движения для пешеходов, пассажиров, а также таких участников движения, как водителей велосипедов, мопедов, водителей гужевой повозки (санями), погонщиков вьючных, верховых животных, стада животных установлены в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

Так, например, пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

В обязанности пассажиров входит, например, при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только при полной остановке транспортного средства; запрещается открывать двери транспортного средства во время его движения.

Водители велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных или стада животных должны, например, осуществлять их движение только по крайней правой полосе в один ряд. Водителям велосипедов и мопедов запрещается, например, ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты транспортного средства, или любой груз, мешающий управлению.

Существуют специальные правила поведения пассажиров и на других видах транспорта (железнодорожном, воздушном, водном, в городском электротранспорте и метрополитене).

Ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, наступает лишь в случае наступления указанных в ст.268 УК последствий и при установлении причинной связи между указанными нарушениями и последствиями.

Субъект преступления – пешеход, пассажир или иной участник движения (кроме лиц, указанных в ст.263 и 264 УК) то есть, например, водитель велосипеда, мопеда, гужевого транспортного средства, достигший 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что вследствие нарушения им правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта может быть причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий, либо не предвидит, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Часть 2 ст.268 УК предусматривает повышенную ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а часть 3 – смерть (также по неосторожности) двух или более лиц.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269 УК)

В 1997 г. было зарегистрировано 9, в 1998 г. – 3, в 1999 г. – 6, в 2000 г. -3, в 2001 г. – 5 преступлений, предусмотренных ст.269 УК.

Часть 1 ст.269 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Объект преступления – безопасность эксплуатации магистральный трубопроводов как составляющей общественной безопасности в целом.

Предмет преступления – магистральные трубопроводы. Они представляют собой комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов, их производства или хранения. В него входят: трубы, компрессорные и газораспределительные станции, станции подземного хранения газа и нефтепродуктов и другие сооружения (оборудование). Трубопроводы – важный элемент современной экономики любого государства. Вместе с тем они относятся к объектам повышенного риска, так как их разрушение или повреждение может привести к самым тяжким последствиям – взрыву, трудногасимому пожару, гибели людей, разрушению зданий и сооружений, причинению значительного экологического вреда.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) деянием-действием или бездействием (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов); 2) последствиями (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или крупного ущерба) и 3) причинной связью между указанными деяниями и последствиями.

Правила, регламентирующие строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов, содержатся в ряде нормативных актов, в том числе в правилах технической эксплуатации магистральных трубопроводов, Правилах охраны магистральных трубопроводов.

Нарушение правил безопасности при строительстве магистральных трубопроводов может заключаться в отступлении от установленных нормативов при их проектировании и сооружении, например, некачественно выполненной сварке труб, емкостей для хранения нефтепродуктов. Нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов выражается в отступлении от установленных правил использования трубопроводов по их назначению в соответствии с их техническими возможностями, например, в отсутствии надлежащего контроля за работой измерительных приборов, в допуске к работе лиц, не прошедших специальной подготовки. Нарушение правил безопасности при ремонте магистральных трубопроводов может выражаться, например, в установлении при ремонте некондиционного оборудования1.

Также как и в ст.266 и 267 УК, понятие крупного ущерба является оценочным и конкретизируется с учетом особенностей и обстоятельств конкретного уголовного дела. В теории и судебной практике таким ущербом считается, например, разрушение трубопровода в результате происшедшего взрыва, причинение существенного экологического вреда, уничтожение большого количества нефти, газа и нефтепродуктов.

Субъектом преступления может быть лицо, осуществляющее строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов, как должностное, например, инженер-проектировщик, так и не должностное, например, слесарь-ремонтник.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что в результате допущенного им нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, может быть причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека или крупный ущерб, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий, либо не предвидит, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Часть 2 ст.269 УК предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а часть 3 – смерть (также по неосторожности) двух и более лиц.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим

бедствие (ст.270 УК)

Данное преступление редко встречается в практике. Так, в 1997-2001 гг. не было зарегистрировано ни одного преступления. предусмотренного ст.270 УК.

Ст.270 УК РФ предусматривает ответственность за неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Объект преступления – безопасность терпящих бедствие на море или на ином водном пути как составная общественной безопасности.

Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие предусмотрена рядом законодательных и иных нормативных актов, в том числе и международно-правового характера. В первую очередь, это Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся в нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвующему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам экипажа.

Обязанность оказания помощи на море устанавливает указанная Конвенция 1982 г. В соответствии с ней каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой экипаж может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; б) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет. Кроме того, Конвенция предписывает, чтобы каждое прибрежное государство способствовало организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, обязано сотрудничать в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей. Конвенция 1982 г. определяет и уголовную юрисдикцию в случае столкновения морских судов (последствием чего может быть и неоказание в дальнейшем помощи терпящим бедствие). В соответствии с ней в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага соответствующего судна или того государства, гражданином которого это лицо является. Согласно Конвенции ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага1.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неоказанием капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Это бездействие (не в физическом, а уголовно-правовом смысле) означает невыполнение лежащей на капитане судна обязанности оказать помощь терпящим бедствие на море или ином водном пути, вытекающей из указанных нормативных актов внутреннего (национального) и международно-правового характера. Состав преступления, предусмотренный ст.270 УК – формальный и считается оконченным с момента бездействия – неоказания помощи людям, терпящим бедствие, независимо от того будут или нет в конечном счете спасены люди.

Субъект преступления – капитан судна, не оказавший помощь людям, терпящим бедствие.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Капитан судна осознает опасность для людей, терпящих бедствие на море или ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, однако бездействует, желая уклониться от оказания помощи.