logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.248 ук)

Часть 1 ст.248 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия.

За время действия УК 1996 г. не было зарегистрировано на одного случая совершения рассматриваемого преступления.

Объект преступления – экологическая безопасность при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Эти правила зафиксированы в Федеральном законе “О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности”

1996 г. и ряде подзаконных актов1.

Предмет преступления – микробиологические либо другие биологические агенты или токсины. Под ними понимаются микроорганизмы и сложные соединения белковой природы бактериального, растительного или животного происхождения, способные при попадании в органы человека или животного или ином контакте с организмом человека или животного вызвать их заболевания или гибель (вирусы, бактерии и другие патогены, опасные для человека или животных). Вместе с тем следует согласиться с мнением О.Л.Дубовик, что в силу своей общности данное определение не может быть достаточным для квалификации рассматриваемого преступления, что признаки предмета преступления должны устанавливаться путем назначения биологической экспертизы2.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями или бездействием (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами), 2) последствиями (причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия) и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Под обращением с микробиологическими либо другими биологическими аентами или токсинами следует понимать “процессы производства, изготовления (создания, выращивания), хранения, транспортировки, целевого профессионального (научного, производственного и пр.) использования данной группы веществ, уничтожения, обезвреживания, а также осуществления иных действий, связанных с их передачей, либо иным образом профессионально направленных на обращение с ними”, урегулированные специальными нормативно-правовыми актами, предусматривающими особые правила безопасности указанных процессов и действий3.

Причинение вреда здоровью человека предполагает причинение в результате рассматриваемого преступления легкого (ст.115 УК) и средней тяжести вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (часть 1 ст.112 УК). Более опасные разновидности причинения вреда требуют их дополнительной квалификации по части 2 ст.112 и 111 УК РФ,

Распространение эпидемии – это быстрое и непрерывное распространение инфекционного заболевания в пределах определенной группы населения или определенного региона. Разновидностью эпидемии (наиболее опасной ее формой) является пандемия, то есть эпидемия, охватывающая большую часть планеты (например, пандемии группа).

Эпизоотия – это одновременное распространение заболеваний среди большого числа животных (домашних или диких) одного или нескольких видов на значительной территории.

Под иными тяжкими последствиями (как и в ст.246 УК) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, усранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат. К такого же рода последствиям в специальной литературе относят и эпифитотию, т.е. широкое распространение инфекционной болезни растений, охватывающее районы, области, страну. В виде эпифитотии проявляются, например, ржавчина и головня хлебных злаков, фитофториз картофеля.

Субъект преступления – лицо, обязанное соблюдать правила безопасности при обращении с микробиологическими и другими биологическими агентами или токсинами (соответствующая обязанность лица вытекает из специальных нормативно-правовых актов и его служебного положения).

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст.248 УК предусматривает повышенную ответственность за нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. Применительно к квалифицированному составу субъективная сторона преступления харакретизуется виной в форме неосторожности (как легкомыслия, так и небрежности) либо “двойной” формой вины (как и в составе, предусмотренном частью 3 ст.247 УК, это будет зависеть от фактического содержания субъективной стороны основного состава – будет ли она проявляться в умышленной или неосторожной вине). Эта оговорка (насчет двойной формы вины) относится лишь к случаям, когда нарушение указанных правил безопасности не только повлекло распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (ч.1 ст.248 УК), но и причинило по неосторожности смерть человека.

4. Преступления, посягающие на экологическую безопасность в сфере отдельных компонентов окружающей среды-воды, атмосферного воздуха, почвы, лесов, недр, морской сферы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст.250-255 УК)

Загрязнение вод (ст.250 УК)

Часть 1 ст.250 УК РФ предусматривает ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

В 1997 г. было зарегистрировано 7, в 1998 г. – 7, в 1999 г. – 8, в 2000 г. – 18, в 2001 г. – 16 уголовно-наказуемых случаев загрязнения вод (включая и квалифицированные составы, предусмотренные частями 2 и 3 данной статьи УК.

Объект преступления – экологическая безопасность водных источников как составляющей окружающей среды.

Предмет преступления – поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения, животный или растительный мир, рыбные запасы, лесное или сельское хозяйство.

Понятие указанных предметов дается в Водном кодексе Российской Федерации 1996 г. Так, поверхностными водами считаются воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах. Последним является постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима (изменение во времени уровней, расходов и объемов воды). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Они подразделяются на поверхностные водтоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники и снежники. К поверхностным водотокам относятся поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения, а к поверхностным водохранилищам – реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов. Поверхностные водоемы – это поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К ним относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Ледники – это движущиеся естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

Подземные воды – это воды, в том числе и минеральные, находящиеся в подземных водных объектах (водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод и естественный выход подземных вод). Водоносный горизонт – это воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи. Бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах. Месторождение подземных вод – часть водоносного горизонта, в пределах которого имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод. Естественный выход подземных вод – это выход подземных вод на суше или под водой.

Источниками питьевого водоснабжения являются специально отнесенные к таковым защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, используемые для централизованного или нецентрализованного питьевого водоснабжения (последнее определяется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора), а также источники, зарезервированные на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. В отношении источников питьевого водоснабжения устанавливается особый режим их использования. Они не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (критерии безопасности и безвредности предельно допустимых концентраций в воде вредных веществ устанавливаются санитарными правилами).

Мониторинг окружающей среды, осуществляемый Росгидрометом свидетельствует об устойчивом и повсеместном в последние годы загрязнении, например, поверхности вод в Российской Федерации. Так, только 12-14 % водных объектов можно отнести к экологически благополучным. Основные загрязняющие вещества – нефтепродукты, фенолы, азот, нитраты, железо, медь, цинк, сульфаты, аммиак и другие ингридиенты, присутствие которых в воде опасно для всего живого. В 1999 г. экстремально высокое загрязнение вод, когда уровень отравляющих воду веществ превышает предельно допустимые концентрации в пять и более раз по особо ядовитым веществам и более чем в 50 раз по менее ядовитым, случалось 484 раза на 103 водных объектах, а в 2000-м году – 480 раз на 115 водоемах1.

Одним из самых опасных примеров загрязнения водных источников является причинение невозместимого ущерба озеру Байкал, в которое уже несколько десятилетий сбрасывает вредные отходы местный целлюлозно-бумажный комбинат (так; в 2000-м году в тканях байкальской нерпы и омуля был обнаружен страшнейший яд диоксин).

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями или бездействием (загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения или иное изменение их природных свойств); 2) последствиями (причинение существенного вреда животному или растительному миру, рабным запасам, лесному или сельскому хозяйству) и 3) причинной связью между указанными деяниями (действием или бездействием) и наступившими в результате них последствиями.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации загрязнением водных объектов являются действия, представляющие собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод или негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов, которые нормативно-правовыми актами запрещено привносить в водные объекты или на привнесение которых установлены особые ограничения (по количеству, качественному составу, времени и т.п.). Засорением – действия по сбросу или внесению иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Под истощением вод Водный кодекс признает действия, состоящие в устойчивом сокращении запасов и ухудшении качества поверзностных и подземных вод, препятствующие их нормальному использованию. Обычно это происходит путем превышения лимитов водозабора для промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных нужд, невыполнения гидротехнических мероприятий по сохранению запасов вод, имеющие невосстановимый естественным образом характер и приводящие к ухудшению их качества, потере способности к самоочищению.

Под иным изменением природных свойств понимается негативное изменение биологического разнообразия вод, их физических (электромагнитных, лечебных, радиоационных и др.) свойств путем проведения взрывных, строительных или иных работ непосредственно на водных объектах или вблизи от них.

Указанные деяния всегда являются нарушением специальных, запрещающих засорение вод правил. Как уже отмечалось, их нарушение возможно как путем совершения действий (например, сброс в водные объекты неочищенных в установленном порядке дренажных либо сточных вод; производство забора воды из водных объектов, существенно влияющее на их состояние; эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами; отключение очистных сооружений и устройств), так и путем бездействия (например, неустановки водорегулирующих устройств и водоучитывающих приборов при строительстве водозаборных и иных сооружений; непринятие мер предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов; несоблюдение установленного режима использования водоохранных зон).

Под причинением существенного вреда животному миру в теории и судебной практике понимается возникновение заболеваний и гибель водных и иных животных (он зависит от экологической ценности утраченного природного объекта, уничтоженных животных, измененния их генетического фонда). Применительно к растительному миру этот признак характеризуется возникновением заболеваний и гибелью растений, в том числе растительности на берегах водных объектов, изменением генетического фонда растений (он характеризуется также экологической ценностью утраченного природного объекта, уничтоженной древесно-кустарниковой растительности). Существенный вред рыбным запасам представляет собой их уничтожение, а также уничтожение мест нереста и нагула, а также возникновение заболеваний и гибель рыб, в том числе массовую, изменение генетического фонда рыб, в том числе, приводящее к мутациям, уничтожению экологически ценных рыб.

Существенный вред лесному хозяйству выражается в уничтожении лесов на какой-либо территории, в их заболевании (например, в высыхании леса, в вынужденной миграции диких животных) и т.п. последствий. Под существенным вредом сельскому хозяйству понимается изменение уровня деградации земель, вывод их из сельскохозяйственного оборота, в том числе подтопление или затопление, или заражение сельскохозяйственных посевов или насаждений, гибель или заболевания сельскохозяйственных животных1.

Субъект преступления – любое, достигшее 16-летнего возраста лицо.

Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст.250 УК предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные в части 1 этой статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» 1995 г. государственные природные заповедники (в том числе биосферные) – это разновидность особо охраняемых территорий, на которых полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, нучно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений; генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержание экологического баланса. Они могут иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений или животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Причинение вреда здоровью понимается также как в части 1 ст.248 УК, массовая гибель животных и зона экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации – как в части 2 ст.247 УК.

Часть 3 ст.250 УК конструирует состав преступления при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные частями первой или второй данной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека. Спецификой данного состава, кроме указанного последствия является его субъективная сторона. Она характеризуется либо неосторожной либо «двойной» формой вины (как в составах, предусмотренных частью 3 ст.247 и частью 2 ст.248 – в зависимости от фактического содержания субъективной стороны основного либо квалифицированного состава).

Загрязнение атмосферы (ст.251 УК)

Часть 1 ст.251 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

В 1997 г. было зарегистрировано 2, в 1998 г. – 4, 1999 г. – 7, в 2000 г. – 7, в 2001 г. – 6 случаев загрязнения атмосферы (включая и квалифицированные составы).

Объект преступления – экологическая безопасность в области охраны атмосферы воздуха как составляющей окружающей среды. Предмет преступления – атмсферный воздух. В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. под ним понимается жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Загрязнение воздуха в указанных помещениях не образует состава рассматриваемого преступления, а может влечь ответственность за нарушение правил охраны труда (ст.143 УК), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 УК), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216 УК), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217 УК), нарушение правил пожарной безопасности (ст.219 УК).

Официальные данные Федеральной службы Российской Федерации по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды свидетельствуют о явном неблагополучии в деле охраны атмосферного воздуха. Оказывается, что в России нет ни одного города, в котором бы оставался чистый воздух с нулевым содержанием вредных примесей. В 202 городах, где вредные за год концентрации какого-либо вещества превышают уровень предельно допустимых концентраций вредных веществ (в особенности диоксид серы, окись углерода, диоксид азота, сероводород, фенол, фторид водорода, аммиак, формальдегид), проживают 64,5 миллиона человек, из них в атмосфере с концентрацией таких примесей выше десяти ПДК – 23,3 миллиона человека. По данным Совета Безопасности Российской Федерации в 2000 году возросли суммарные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух на 5,7 тысячи тонн, особенно на предприятиях электроэнергетики, черной металлургии, машиностроения и металлообработки. Произошло заметное увеличение среднегодовых концентраций сажи, сероуглерода и формальдегида, увеличились среднегодовые концентрации фторида, водорода в городах с предприятиями минеральных удобрений. Совет Безопасности признал, что в современной России практически отсутствует производственный контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу1.

Объективная сторона характеризуется: 1) действием или бездействием (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов); 2) последствием (загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха) и 3) причинной связью между указанными действиями или бездействием и наступившими в результате этого последствиями.

Диспозиция части 1 ст.251 УК имеет в виду два вида правил, нарушение которых приводит к загрязнению атмосферы. Во-первых, выброса в атмосферу загрязняющих веществ. И, во-вторых, правила эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. И те и другие установлены в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха», других законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах. Под вредными (загрязняющими) веществами указанный Федеральный закон понимает химические или биологические вещества либо смеси таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. К ним, например, относится осуществление выбросов только на основании разрешения соответствующих государственных органов и только предельно допустимых нормативов таких выбросов. Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов заключается в нарушении соответствующих специальных запретов либо в несовершении действий, предписанных соответствующими правилами. Так, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» запрещает эксплуатацию объектов хозяйственной или иной деятельности, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нарушение таких правил может заключаться, например, в отключении очистных сооружений, в непроведении их ремонта.

Основные последствия как признак объективной стороны рассматриваемого состава предусмотрены в указанном Федеральном законе. В соответствии с ним загрязнение атмосферного воздуха – это поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом устанавливается ряд нормативов выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Это и технический норматив выброса, и предельно допустимый выброс и временно согласованный выброс. Так, норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

К иным изменениям природных свойств воздуха можно отнести вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Под ним Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» понимает вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. При этом устанавливается и предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух. Им является норматив, который отражает такой предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду, превышение которого и признается неблагополучным изменением природных свойств воздуха. Этот норматив устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух при котором вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный врздух.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет, обязанное (обязанность вытекает из служебного положения лица, определяемого нормативно-правовыми и правоприменительными актами либо договорными отношениями) соблюдать правила выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо правила эксплуатации установок, сооружений и других объектов или контроля за такой деятельностью

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст.251 УК предусматривает те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, а часть 3 – деяния, предусмотренные частями первой и второй этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

Субъективная сторона особо квалифицированного состава загрязнения атмосферы характеризуется неосторожной виной либо в случае фактического исполнения субъективной стороны основного состава в форме умышленной вины – «двойной» формой вины (как и в составах, предусмотренных частью 3 ст.247, частью 2 ст.248 и частью 3 ст.250 УК).