logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

1. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества

В УК РФ 1996 г. впервые в отечественном уголовном законодательстве предусмотрены специальный раздел (XII) и самостоятельная глава (34) о преступлениях против мира и безопасности человечества. Эти преступления относятся к международным преступлениям в собственном (узком) смысле. Обычно под международными уголовными преступлениями понимаются «де­яния отдельных лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств»1. Однако поскольку уголовной ответственности за международ­ные преступления в настоящее время подлежат лишь физические лица, то под международными преступлениями следует понимать только соответст­вующие преступления физических лиц. Кроме того, следует отметить, что та­кой атрибут международного преступления, как его связь с определенным государством, в современную эпоху определенно устарел. В ряде случаев за «спиной» лиц, совершающих международные преступления, стоят не госу­дарства как таковые, а отдельная группа лиц, организация, партия либо об­щественное движение (например, при наемничестве).

Международные преступления получили современное наименование преступлений против мира и безопасности человечества. Источником норм об ответственности за эти преступления является Устав Международного во­енного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по делу глав­ных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании второй ми­ровой войны. В нем были сформулированы как основания уголовной ответ­ственности за преступления против мира и человечества и военные преступ­ления, так и конкретное содержание указанных трех разновидностей уголов­но-правовых запретов (ст. 6 Устава). На первое место среди этих преступле­ний были поставлены преступления против мира, т. е. планирование, подго­товка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение междуна­родных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся на­рушением законов и обычаев ведения войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе в рабство или для других целей гражданского населе­ния оккупированных территорий, в убийствах или истязаниях заложников, ограблении общественной или частной собственности; бессмысленном раз­рушении городов и деревень, разорении, не оправданном военной необходи­мостью, и других преступлениях.

Преступления против человечества — это убийства, истребление, пора­бощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении граждан­ского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с лю­бым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от то­го, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет2. Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946 г.).

После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продол­жалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и человечества. Еще в 1947 г. в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международ­ного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (к этому времени и относится новое официальное название этих преступлений). К вопросу о работе над проектом этого кодекса Генеральная Ассамблея воз­вращалась неоднократно. В 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия междуна­родного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен прави­тельствам стран на предмет его обсуждения. Проект состоит из двух частей. Часть первая (своеобразная Общая часть) включает нормы, формулирующие общие вопросы уголовной ответственности за указанные преступления (общие принципы, судебные гарантии, обстоятельства, исключающие ответ­ственность, и др.). Часть вторая формулирует 12 составов преступлений про­тив мира и безопасности человечества: 1) агрессия; 2) у гроза агрессией; 3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; 4) ко­лониальное господство и другие формы иностранного государства; 5) гено­цид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использо­вание, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде1.

Как видно, перечень этих преступлений значительно расширен по срав­нению с Нюрнбергом, что представляется по меньшей мере спорным и что вызвало справедливые замечания, поступившие от 22-х государств. Таким образом, проблема определения деяний, относимых к преступлениям против мира и безопасности человечества, остается пока не решенной в междуна­родном праве, что затрудняет их определение в национальном уголовном за­конодательстве. Тем не менее, как видно из сопоставления содержания гла­вы 34 УК о преступлениях против мира и безопасности человечества и про­екта международного Кодекса об этих преступлениях и результатов его об­суждения международным сообществом, разработчики нового УК во многом сумели учесть «плюсы и минусы» международного проекта Кодекса об этих преступлениях.

Однако каким образом традиционная проблема международного права превратилась в проблему национального уголовного законодательства? Пре­жде всего, по причине того, что работа над Кодексом о преступлениях против мира и безопасности человечества идет уже десятилетия. Во многом это объ­ясняется трудностями разработки вопроса о механизме реализации будущего Кодекса, и в первую очередь вопроса о международном судебном органе, правомочном осуществлять непосредственную правоприменительную реали­зацию норм этого Кодекса. В самом проекте вопрос о создании Междуна­родного уголовного суда и его юрисдикции не решен. Более того, разработ­чики проекта заняли по этому поводу, можно сказать, двусмысленную пози­цию, заключающуюся в том, что будто бы разработка проекта как такового еще не предрешает вопроса об учреждении и юрисдикции международного суда. Большинство стран, принявших участие в обсуждении проекта Кодекса, также обошли стороной данный вопрос и не высказали каких-либо суждений в этом направлении (что, на наш взгляд, можно объяснить их неверием в сравнительно быстрое принятие Кодекса). Однако ряд государств (например, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Норвегия) категорически высказались за уч­реждение такого суда. Так, по мнению правительства Нидерландов, главная цель создания Кодекса заключается именно в разработке жизнеспособного международного механизма обеспечения его применения. И именно по этой причине правительство Нидерландов не поддержало существующий вариант проекта, поскольку он не предусматривает создания правоприменительного механизма. При этом было высказано мнение о составе такого Суда. Он должен быть относительно небольшим и состоять из пяти-семи независимых су­дей, избираемых по той же процедуре, что и члены ныне действующего Ме­ждународного суда ООН.

США высказались против Кодекса, в том числе и по причине того, что в нем отсутствует процедура преследования за преступления против мира и безопасности человечества. По мнению правительства США, принятие тако­го Кодекса не решило бы проблемы борьбы с этими преступлениями. В связи с этим наиболее эффективный ответ на проблему международных преступле­ний правительство США видит в укреплении сотрудничества правительств в области расследования соответствующих деяний и привлечения к ответст­венности их субъектов, а не в продолжении работы над проектом Кодекса.

Тем не менее Комиссия международного права разработала проект Ста­тута Международного уголовного суда, который с замечаниями правительств ряда государств был обсужден на 46-й сессии Комиссии в мае - июле 1994 г. В соответствии с этим проектом предполагается учредить Международный уголовный трибунал (так предложено назвать этот Суд) путем заключения специального международного договора, наподобие тех соглашений о со­трудничестве, которые заключались между ООН и ее специализированными учреждениями. Было принято решение о необходимости заключения к этому договору Устава Суда. В договоре должны быть рассмотрены такие вопросы, как порядок ведения контроля над деятельностью Суда со стороны госу­дарств-участников, его финансирование и некоторые другие.

Дискуссионным для Комиссии международного права оказался вопрос о том, необходим ли постоянно функционирующий суд или суд, который бы создавался по конкретному поводу. Комиссия склонилась к тому, чтобы суд был постоянным, однако он будет функционировать, когда требуется рас­смотреть переданное ему дело.

Указанные трудности и не вполне четкие перспективы принятия Кодек­са о преступлениях против мира и безопасности человечества и привели к тому, что проблема ответственности за эти преступления стала превращаться в проблему национального уголовного права. Следует отметить, что и преж­ний Уголовный кодекс (УК РСФСР 1960 г.) содержал ряд статей об ответст­венности за такие преступления. К ним можно, например, отнести нормы, предусмотренные ст. 67 УК (применение биологического оружия) и ст. 67 УК (разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспорти­ровка биологического оружия). Обе уголовно-правовые нормы были основа­ны на ст. 23 Приложения к IV Гаагской конференции 1907г., Женевском протоколе 1925 г. и Конвенции о ликвидации биологического оружия 1972 г. и введены в УК Законом РФ от 29 апреля 1993 г. Преступлением против мира и безопасности человечества может считаться и преступление, которое было предусмотрено ст. 78 (незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной тех­ники, оружия массового уничтожения) УК РСФСР, нормативной основой ко­торого является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., одобренный XXII сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Учитывая же, что нормы об ответственности за эти преступления имеют тенденцию к увеличе­нию в национальном уголовном законодательстве, отдельные государства, «обгоняя» кодификацию международно-правовых норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, включают эти нормы в самостоятельные разделы (главы) своих национальных уголовных кодексов. Так, например, в новом Уголовном кодексе Франции (1992г.) в книге II («О преступлениях и проступках против человека») предусмотрен раздел I «О преступлениях против человечества», объединяющий три главы и насчитывающий девять статей. По этому пути пошел и российский законода­тель, предусмотрев в новом УК самостоятельный раздел (главу) об этих пре­ступлениях. Они учитывают указанный Проект Комиссии международного права, а также другие международно-правовые источники, в основном мно­госторонние договоры-конвенции (последние будут рассмотрены при анализе соответствующих статей раздела УК о преступлениях против мира и безо­пасности человечества).

Преступления против мира и безопасности человечества необходимо отличать от так называемых преступлений международного характера, также являющихся разновидностью международных преступлений, предусмотрен­ных соответствующими международно-правовыми конвенциями, но в отли­чие от первых не находящихся в непосредственной связи с действиями госу­дарств1. В УК РФ 1996 г. содержится достаточно много норм о таких престу­плениях. К ним относятся преступления, предусмотренные, например, ст. 205, 206, 227, 228, 231, 252 УК. В этих нормах налицо переплетение меж­дународно-правовых интересов с внутренней (национальной) юрисдикцией. Конечно же, для такого (совместного) способа охраны общества от преступ­ных посягательств запрещаются не любые общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории не одного государства (переходят национальные границы). Однако не столько потому, что они мо­гут быть совершены гражданином одного государства на территории другого государства, а в связи с тем, что они (эти преступления) посягают на нор­мальные отношения между государствами, наносят ущерб мирному сотруд­ничеству в различных областях межгосударственных отношений (экономи­ческих, социально-культурных, имущественных), а также организациям и гражданам1. Вполне типичными (характерными) преступлениями такого вида можно поэтому назвать такие преступления, как, например, фальшивомонет­ничество, угон воздушного судна, незаконные операции с наркотическими средствами. В последние годы совершение этих преступлений приобретает все более организованный характер, и они во многом становятся проявлени­ем международной организованной преступности.

Все преступления, уголовная ответственность за которые предусмотрена в разделе XII (глава 34) УК, посягают на мир и безопасность человечества. Эти интересы выступают в качестве родового (специального) объекта рас­сматриваемых преступлений. Вместе с тем то или иное из этих преступлений посягает на определенный элемент мира и безопасности человечества. В свя­зи с этим их можно дополнительно классифицировать в зависимости от непо­средственного объекта:

  1. преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование госу­дарств (ст. 353-355 УК);

  1. преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны (от. 356-359 УК);

  1. преступления, посягающие на безопасность представителя иностран­ного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой (ст. 360 УК).