logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

Часть 1 ст.236 ук рф предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей.

Объект преступления – здоровье населения.

Объективная сторона характеризуется: а) деянием (действием или бездействием) в виде нарушения санитарно-эпидемиологических правил; б) последствиями – массовым заболеванием или отравлением людей и в) причинной связью между указанным деянием и последствиями.

Диспозиция ч.1 ст.236 УК является бланкетной. Для конкретизации уголовно-правового запрета необходимо обращаться к другим законодательным и иным нормативным актам. В первую очередь, - к Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г. В нем определяются: понятия санитарно-эпидемиологических правил, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, порядок утверждения и введения санитарных правил и другие вопросы правового регулирования в рассматриваемой сфере. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологическиго благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Основные положения указанного Федерального закона конкретизируются в Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации (от 24 июля 2000 г. №554). В соответствии с ним основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемиологические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболевания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допускаемые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиции безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к самым разнообразным аспектам жизнедеятельности человека, могущим серьезно влиять на здоровье населения. К ним относятся, например, требования к: планировке и застройке городских и сельских поселений; продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства; потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции; пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями и технологии их производства; продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации; организации питания населения; водным объектам; питьевой воде и питьевому снабжению населения; атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях; почвах, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок; жилым помещениям.

На министерство здравоохранения Российской Федерации возлагается издание санитарных правил и методик контроля факторов среды обитания.

Как уже отмечалось, ответственность по ч.1 ст.236 УК может наступить лишь тогда, когда в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил возникло массовое заболевание или отравление людей. К массовым, относятся как инфекционные заболевания, вызываемые определенными микробами или вирусами, так и неинфекционные, вызываемые другими причинами. Массовое отравление может быть вызвано, например, употреблением в пищу недоброкачественных продуктов. При оценке заболевания как массового должен учитываться характер инфекции, если заболевание является инфекционным, - ее способность к массовому распространению, опасность не только для заболевшего, но и для других лиц вследствие контакта с ним либо из-за несоблюдения гигиенических или противоэпидемиологических правил1.

Субъектом преступления может быть как любые граждане, достигшие 16-летнего возраста и нарушившие санитарно-эпидемиологические правила общего характера, так и должностные и не должностные лица, ответственные за соблюдение соответствующих санитарно-эпидемиологических правил (работники предприятий общественного питания, санэпидемстанций, медицинских учреждений).

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной (как в форме легкомыслия, так и небрежности) по отношению к указанным в ст.236 УК последствиям.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает повышенную ответственность за нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. От неквалифицированного состава это преступление отличается последствием – наступлением в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил смерти человека.

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237 УК)

В 1997 г. было зарегистрировано 3, в 1998 г. – 5, в 1999 г. – 6, в 2000 г. – 3, в 2001 г. – 1 преступление, предусмотренное ст.237 УК.

Часть 1 ст.237 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

Объект преступления – здоровье населения и безопасные условия существования человека.

Предмет преступления – информация об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Такая информация охватывает самые различные сведения о промышленной, научно-технической и иной деятельности, в ходе которой могут возникнуть факторы, представляющие опасность для жизни или здоровья человека. В принципе данная статья Уголовного кодекса возникла как реакция на не столь давние (в историческом плане) события советского времени. Приведем лишь два наиболее известных примера. Первый связан с глобальной по масштабам трагедии, случившейся на Чернобыльской АЭС (атомной электростанции). В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. там произошел взрыв, вызвавший уровень радиации в несколько сотен раз превышавший зарегистрированную активность в Хиросиме и Нагасаки после их атомной бомбардировке в 1945 г. Менее чем через неделю в Киеве состоялась традиционная массовая (многотысячная) первомайская демонстрация (как это тогда называлось, - трудящихся). Это было одно из двух самых официальных, самых крупных идеологических мероприятий (наряду с празднованием очередных годовщин Октябрьской революции), проводимых под руководством и четким контролем партийных (компартии) структур. Киев географически расположен недалеко от Чернобыля и, разумеется, руководство страны и республики (УССР) знало об опасности радиации для вышедших на демонстрацию киевлян. Однако идеологические приоритеты взяли верх и демонстрация не была отменена, а опасность участия в ней была скрыта от населения. В эти же праздники тысячи горожан выехали, как обычно, отдыхать за город, купаться, загорать, так как все они также не обладали страшной информацией о последствиях для них такого «отдыха» в результате происходивших в это время в Чернобыле гигантских радиоактивных выбросов. Сказанное, разумеется, относилось не только к киевлянам, а к населению целого ряда областей, объявленных чуть позже зонами бедствия.

Второй пример касается информации об аварии (в 50-е гг. на Урале) на производственном объединении «Маяк», в результате которой также произошли значительные радиоактивные выбросы (и не только в атмосферу). Эта информация на протяжении многих лет скрывалась от населения и стала известной лишь в последние годы существования Советского Союза (благодаря усилиям экологов и средств массовой информации).

Объективная сторона преступления характеризуется деянием (действием или бездействием) – сокрытием или искажением информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защиты информации» 1995 г. информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Согласно этому закону запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в том числе, и документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Сокрытие информации – это не предоставление ее заинтересованным (нуждающимся в ней) лицам. Искажение – предоставление недостоверной информации (например, занижение уровня радиации, вызванной аварией на том или ином объекте атомной энергетики или иного производства, связанного с производством или использованием ядерной энергии).

Преступление считается оконченным с момента несообщения (сокрытия) информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, а также с момента искажения такой информации.

Субъект преступления – специальный. Им может быть только лицо, на котором лежит обязанность обеспечивать население указанной информацией и уполномоченные на принятие мер по устранению опасности.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что скрывает или искажает информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды и желает этого.

Часть 2 ст.237 предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.

В соответствии с Примечанием 2 к ст.285 УК РФ под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Согласно же Примечанию 3 к этой же статье УК под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Вред здоровою человека может быть любой тяжести (от легкого до тяжкого включительно). Однако в этом случае должно быть доказано, что такой вред наступил в результате сокрытия или искажения информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, то есть между указанными деяниями и наступившими последствиями (причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий) существует причинная связь.

Иные тяжкие последствия могут выразиться, например, в необходимости эвакуации или отселения людей с мест их проживания, причинении крупного материального ущерба в связи с сокрытием или искажением указанной информации.

В обоих случаях причинение возможного вреда (здоровью и наступлению иных тяжких последствий) преступление считается оконченным с момента фактического наступления указанных последствий. При этом субъективная сторона характеризуется косвенным умыслом. Лицо предвидит, что в результате сокрытия или искажения информации возможность наступления вреда здоровью человека или иных тяжких последствий сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.