4.2. Коррупция в России
Обозначенная проблема у всех на виду и на слуху – средства массовой информации едва ли не ежедневно «обрушивают» на всех нас самые интригующие сведения о коррупции. И вместе с тем, в этом явлении есть какая то загадка. С одной стороны, о ней, особенно о коррупции правящей элиты, все мы действительно хорошо наслышаны. С другой стороны, отсутствие реальных судебных процессов над объявленными коррупционерами позволяет считать это явление чуть ли не мифом. То есть в этом отношении наблюдается, какое то «единство противоположностей». Коррупция есть (по источникам СМИ) и коррупции нет (по результатам деятельности правоохранительных органов). Более того, например, заместитель Генерального прокурора РФ в официальном интервью заявляет, что «коррупция сегодня в России – всего лишь инструмент политической демагогии. С его помощью втаптывают в грязь политических противников, делают себе имя» (Известия, 31 июля 1999 г.).
Однако, кроме детективно-захватывающей информации газет, журналов, радио и телевидения и столь же скептического отношения к проблеме высокопоставленных представителей правоохранительных органов, существует и ее научный анализ, по-просту не замечаемый отечественными СМИ.
Начнем с истории борьбы с коррупцией. Исходя из этимологического содержания термина «коррупции» (означающего в переводе с латинского «подкуп») в Кодексе поведения должностных лиц, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1978 г., понятие коррупции охватывает совершение или несовершение какого-либо действия или бездействия при исполнении служебных обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов1. То есть данный рекомендательный международно-правовой акт понимает под коррупцией подкуп, продажность должностных лиц, а равно их служебное поведение, осуществляемое в связи с обещанным или полученным вознаграждением. Это понятие коррупции в настоящее время стало общепринятым.
Своими корнями данное социальное явление уходит в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют отдельные факты, приведенные еще в Библии, которые по современным понятиям вполне могут оцениваться как проявление коррупции. Приведем лишь две цитаты: «Князья твои – законоотступники и сообщники воров, все они любят подарки и гонятся за мздою»; «Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного, а правых лишают законного».
Коррупционные деяния возникли в истории с возникновением элементов государственности, с появлением различного рода управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении спорных вопросов.
В России появление коррупции как социального явления также связано со становлением государственности (IX-X вв.). С.М.Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» приводит факты упорной борьбы с таким коррупционным преступлением как взяточничество, например еще Иваном Грозным и Петром I. Последний пытался бороться с этим злом путем установления жесточайших наказаний (наказание кнутом, каторга, смертная казнь). Однако, как указывал В.О.Ключевский, при Петре I казнокрадство и взяточничество достигли размеров, не бывалых прежде. Тем не менее, в николаевской России размеры казнокрадства и взяточничества еще более выросли (Пушкин, Гоголь, С-Щедрин). Так, например, Пушкина эта проблема занимала, в первую очередь, как казнокрадство приближенных к высшей власти, так сказать царского окружения. Глубокий анализ этого аспекта российской государственности был сделан поэтом в его записках “О русской истории XVIII века» применительно к правлению Екатерины II. «Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России. Возведенная на престол заговором нескольких матежников, она обогатила их за счет народа…со временем история оценит влияние ее царствования на нравы…, казну, расхищенную любовниками…Екатерина знала плутни и грабежи своих любовников, но молчала. Ободренные такою слабостью, они не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдаленные родственники временщика с жадностью пользовались кратким его царствованием. Отселе произошли сии огромные имения вовсе неизвестных фамилий и совершенное отсутствие чести и честности в высшем классе народа. От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно»1.
Советская власть также пыталась борьться с этим злом. В не столь давние времена (хрущевской «оттепели») за получение взятки при отягчающих обстоятельствах вводилась даже смертная казнь. Следует отметить, что в ту эпоху коррупцию удалось ограничить, ввести в приемлемое «русло». Однако связывать это стоит не столько с суровыми мерами уголовного наказания, сколько с существованием тогда весьма широкого социального контроля над личностью вообще и, в том числе, над служащими различного ранга (включая прессу, народный контроль, угрозу исключением из партии и т.д.).
Коррупцию нельзя считать лишь российским явлением. Эта проблема достаточно остро стоит перед всеми странами, в том числе и теми, которые принято называть развитыми, демократическими, экономически и социально благополучными. Приведем лишь некоторые факты, ставшие известными из СМИ. Так, бывший премьер-министр Италии Сельвио Берлускони в 1996 г., сразу же после отстранения его от власти (в результате проигрыша его партией парламентских выборов) был осужден к тюремному заключения за подкуп блюстителей закона. В некоторых странах обвинение в коррупции предъявляется не только непосредственно высшим должностным лицам, но и их близким. Например, такое официальное обвинение выдвигалось следственными органами Израиля в отношении бывшего премьер-министра Натаньяху и его жены (последняя обвинялась в присвоении подарков, полученных ею как женой премьер-министра). Комиссия, созданная турецким парламентом, выясняла вопрос о причастности к коррупции и финансовым махинациям бывшего премьер-министра Турции Т.Чиллер. В США одна из сотрудниц консульства США (в одном из мексиканских городов) была осуждена к 15 годам тюрьмы за в взятки, которые она брала за выдачу американских въездных документов.
Состояние коррупции в современной России. В российском уголовном праве коррупция понимается несколько уже, чем она определена в указанном выше акте ООН. Из всех разновидностей коррупционного поведения с учетом уголовного закона к коррупционным преступлениям относятся лишь самые опасные виды такого поведения, рассматриваемые как самостоятельные преступления. По УК РФ это – получение и дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог и некоторые другие. Все, что не вписывается в этом отношении в Уголовный кодекс, относится также к коррупции, но не уголовно-наказуемой. Конечно же из всех видов коррупционного поведения самыми опасными являются его уголовно-наказуемые виды.
Состояние коррупции в современной России оценивается специалистами, как крайне тревожное. Коррупция, как ржавчина, поразила государственные структуры, кредитно-финансовую систему, бизнес. Она стала опасным тормозом демократических преобразований, сводит на нет результативность любых государственных программ, ставит под угрозу национальные интересы страны, ее безопасность, создает реальную угрозу конституционным правам и свободам граждан. Коррупция стала надежным прикрытием организованной преступности. Коррупция стала явлением масштаба национального бедствия2. По данным Центра антикоррупционных исследований, фонда ИНДЕМ и института «Открытое общество» только в 2002 г. в карманах «лиц, принимающих решения», осело не менее 520 миллиардов рублей или практически четверть бюджета страны (Российская газета, 5 декабря 2002 г.).
Самую большую опасность для государства и общества представляет коррупция в верхних эшелонах власти, коррупция высших государственных чиновников или, как принято говорить, коррупция правящей элиты. Стараниями российской прессы (именно периодической печати, а не вообще средств массовой информации, в частности не телевидения и радио) были вытащены на «свет божий» многочисленные фактические данные о серьезнейших злоупотреблениях многих должностных лиц первого «эшелона» власти на «ниве» приватизации крупнейших объектов государственной собственности, проведения на этот счет аукционов, наделения соответствующих лиц и организаций экспортными, таможенными и другими подобными рода льготами. В числе адресатов этих публикаций и депутаты Государственной Думы, и министры, и руководители других ведомств, и руководители Центрального Банка России, и первые лица из Администрации Президента Российской Федерации и верхушка губернских и мэрских структур1. Однако адекватных этим публикациям громких уголовных дел не последовало. И дело здесь заключалось вовсе не в клевете периодической печати на названных лиц, не в отсутствии криминала, а в отсутствии при этом необходимой для этого политической воли первых лиц государства и в отсутствии независимых от этой воли прокуроров и следователей, что в целом опять-таки объясняется тем, что указанные преступления есть коррупционные преступления политической элиты. Не случайно, например, «верхи» законодательной власти (значительная часть депутатского корпуса Государственной Думы) всерьез озабочены получением едва ли не абсолютного иммунитета от ответственности за всевозможные прегрешения (для некоторых, в том числе, и криминального порядка), допущенные ими до или за время пребывания у власти (что безо всякого стеснения открыто обсуждается, обычно под предлогом достижения политического согласия и политической стабильности). Существует ли юридическое объяснение этому необычному феномену? Да, существует, именно правовое, к сожалению, умалчиваемое СМИ. В преступной среде есть известное всем (хотя бы по детективной литературе) выражение «вор в законе». Имеется в виду определенный статус преступника, находящегося на верхних ступенях преступной иерархии; статус, определяемый четкими нормами и правилами преступного сообщества. Так вот коррупция в российских верхних эшелонах власти – это то же коррупция в законе, но только более отвратительная. Отвратительная потому, что она едва ли не абсолютно официально и легально существует в рамках закона не уголовного
мира, а разработанного и принятого самой же правящей элитой. Это – Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственной службы» 1995 г. Он ввел для госслужащих значительное число серьезных ограничений, призванных предупредить коррупцию в их рядах. Так, государственные служащие не вправе, например, использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических или юридических лиц; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных объединений для пропаганды отношения к ним. За нарушения этих запретов закон предусмотрел серьезные дисциплинарные наказания – вплоть до увольнения соответствующего чиновника. Но ведь из тех же СМИ известно постоянное нарушение указанных запретов высшими должностными лицами государства, но никто из них к ответственности привлечен не был. И это, то есть безнаказанность высших чиновников, прошу обратить внимание, заложена в самом Законе. Последний составлен так «лукаво», что к указанным лицам он не имеет никакого отношения. Дело в том, что они выделяются в так называемую категорию «А» (в первую очередь, Президент РФ, глава правительства, председатели палат Федерального Собрания, министры, депутаты). И Закон («черным по белому») установил, что эти лица не относятся к государственным служащим и, следовательно, на них указанные ограничения не распространяются. Напротив, вместо ограничений они получают громадные привилегии коррупционного характера (отмечу, опять-таки законные привилегии). Они, в отличие от госслужащих, не обязаны были представлять в органы налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения. Так что высокопоставленные коррупционеры – это законные (без кавычек) коррупционеры.
В 1997 г. положение с законными коррупционными льготами для высших чиновников стало изменяться. В Указе Президента РФ (в отличие от указанного закона) впервые была сформулирована обязанность ежегодного представления этими лицами сведений о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Почему же элита, контролирующая законодательный процесс, на это решилась? И почему именно в это время? Да по очень простой причине. Политическая элита пришла к власти, будучи «бедной» и в серьезном плане «неимущей». С 1992 по 1996 гг. происходило накопление ею капитала. Раздел же «пирога» общенародной собственности к этому времени в основном закончился (в пользу многих лиц, относящихся к категории «А»). Члены правительства, депутаты и другие высшие должностные лица перестали стесняться говорить, что они «люди не бедные»1. Более того, в политической борьбе богатство претендентов на высокие государственные должности стало выдаваться за положительное, в отличие от бедности, качество, в том числе и как одно из средств предупреждения той же коррупции («я богат, следовательно, я не подкупен»). Поэтому приобретенную за эти годы собственность необходимо было не только не скрывать, но, напротив, как то легализовать. Однако и здесь не обошлось без лукавства в пользу той же элиты. В соответствии с Указом высшие должностные лица должны подавать свои налоговые декларации не в отделения налоговой инспекции по месту жительства (как все граждане), а непосредственно в центральный аппарат этой службы, который, кстати говоря, и обязан осуществлять проверку представленных данных. Согласитесь, что любому министру (не говоря о лицах, рангом его повыше) уж слишком просто решить свой налоговый вопрос со своим коллегой – министром-налоговиком. Более того, согласно этому Указу запрещается публиковать в СМИ данные о доходах супруга и детей указанных лиц. Так что вспоминать по этому поводу один из афоризмов великого комбинатора – «лед тронулся, господа присяжные заседатели» и в этом случае
преждевременно.
Ну а как обстоят дела с остальной коррупцией – обычных чиновников, отнесенных Законом к государственным служащим? В отличие от коррупции в верхних эшелонах власти такая коррупция фиксируется в официальной статистике. Обратимся к статистике «самого-самого» коррупционного преступления – взяточничества (получения и дачи взятки).
Динамика числа зарегистрированных фактов взяточничества (получения и дачи взятки) в России в 1991-2001 гг.:
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 |
2534 3337 4511 4921 4889 5453 5642 5807 6871 7047 7909 |
Это данные о зарегистрированных МВД случаях взяточничества. Однако до суда доходит чуть больше половины.
Динамика всех зарегистрированных преступлений коррупционного характера (включая не только взяточничество, но и корыстное злоупотребление должностными полномочиями, корыстный служебный подлог и некоторые другие преступления) в России в 1997 – 2000 гг. примерно выглядит так же (а соотношение зарегистрированных уголовных дел и направленных в суд при этом сохраняется).
Чем же объясняется такое резкое несоответствие данных о числе выявленных коррупционных преступлений и направленных в суд? На поверхности лежат две причины. Во-первых, трудности доказывания, с которыми встречаются следственные органы при расследовании таких коррупционных преступлений, как, например, получение взятки и дача взятки что, конечно же, свидетельствует о недостаточном профессионализме работников правоохранительных органов. И, во-вторых, наличие коррупции в деятельности самих правоохранительных органов. Обе причины являются результатом крайне неудачно проводимых экономических реформ. Уже их начало (1992 г.) привело к тому, что сотрудники правоохранительных органов (как и большинство населения России) оказалось едва ли не за «чертой бедности». Одновременно нарождающийся бизнес (чаще всего полукриминального или даже криминального характера) сделал востребованными этих сотрудников для функционирования своих структур (банковских, охранных, торгово-производственных). Начался массовый отток профессионалов из органов МВД и ФСБ в эти коммерческие структуры. Эти специалисты ценились не только за свой профессиональный опыт, но и за сохранение ими своих связей с должностными лицами покинутых ими правоохранительных органов, которые конечно же находили «общий язык» со своими бывшими коллегами (и речь в необходимых случаях шла лишь о размере оплаты за такую связь и возможную помощь). Таким образом оставшиеся в правоохранительных органах или поступившие туда на службу параллельно с повседневной деятельностью по борьбе с общеуголовной преступностью стали обслуживать соответствующие коммерческие структуры (лица старшего офицерского звена – банки, предпринимателей высшего «пошиба», младшего офицерского звена, сержанты и рядовые – «ларечников» и других представителей мелкого бизнеса). Принципиально изменить эту ситуацию пока не представляется возможным. Дело в том, что коррупционеры в то же время являются и профессионалами, и увольнение их из органов будет означать то, что последние лишатся своих профессионалов. Правда, одним из шагов на этом пути является возвращение к идее создания независимого следственного аппарата и выведение его из ведомственного подчинения МВД и ФСБ.
В этих условиях, как никогда, необходимо решение вопроса об институте независимого прокурора, назначаемого или избираемого в процессе особой процедуры (такой институт эффективно действует, например в США). Особенно эта фигура нужна для борьбы с коррупцией не только в системе правоохранительных органов, но и коррупции правящей политической элиты (как известно, именно прокуратура, по крайней мере ее центральный аппарат, едва ли не полностью зависим от исполнительной власти – президента, его администрации, губернаторов). В суды дела о коррупционных преступлениях (особенно правящей политической элиты) практически не поступают именно по причине того, что такие дела некому и возбуждать. При этом следует отметить, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов и судей препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа.
Механизм подкупа должностных лиц. В обществе распространен тезис о том, что все зло коррупции заключается во взяткополучателе, в госслужащем, в чиновнике: «все чиновника – воры и взяточники, а взяткодатель – их жертва, вынужденная давать взятку» (исконно русская пословица – «не подмажешь – не поедешь»). Да, указанная ситуация встречается достаточно часто. Особенно в сфере мелкого и среднего бизнеса. Некоторые исследователи приводят данные о том, что предприниматели утверждают, что они вынуждены давать взятку по каждому поводу, требующему какого-то согласования с исполнительной властью (чаще всего согласования в органах местного самоуправления). В этом отношении можно сказать, что коррупция воспроизводится чуть ли не ежеминутно, так как чиновник, используя свое «законное» право (а точнее, пробелы в нем) всегда что то распределяет или перераспределяет, всегда по своему усмотрению решает вопрос о разрешении или неразрешении каких-либо действий. И чем шире «законные» пределы усмотрения чиновника, тем больше возможностей получения им взяток.
И тем не менее приведенная выше формула о едва ли не детерминирующей роли взяткополучателя достаточно примитивна и далеко не всегда способна объяснить суть дела. Во-первых, потому что и чиновник (взяткополучатель) и дающий взятку (тот же предприниматель) находятся в одной связке. И в основе подкупа лежит преимущественно двусторонний сговор (так считают до 75% опрошенных граждан, анонимно признавшихся, что давали взятку)1. Однако и эта правда является неполной. Взяткодатель тоже не в «белых одеждах» и роль его в генезисе взяточничества также подчас очень высока. Специалистами изобретен даже специфический термин - «инициативный подкуп» (инициативный именно со стороны взяткодателя). Он не только существует, но довольно распространен (по данным криминологических исследований – до 34% от всех случаев взяточничества)2. При этом нередки случаи, когда инициативному подкупу предшествует предварительная «разведка», заключающаяся во вторжении в семейную, личную, служебную тайну будущего взяткополучателя. Овладев ею, взяткодатель использует шантаж, заставляя «контрагента» выбирать: предлагаемые «блага» или позор дискредитации. Довольно часто подкупающая и подкупаемая стороны договариваются заранее вовсе не о конкретных действиях подкупаемого. Сделка состоит в том, что соответствующий чиновник подкупается как бы «на корню», получая регулярное вознаграждение, и даже не зная какое точно «задание» ему придется выполнять и когда именно. Чиновник продается «с потрохами», он продает свои полномочия, связи и т.д. Криминологические исследования показывают, что со временем продавец исполняет все, что с него требуют. Правда, со временем может снижаться и его гонорар. Зачем ему выплачивать большой, если тот и так уже в руках, и его можно шантажировать. В криминальной среде возникло даже выражение – «посадить на взятку» по аналогии с известным выражением наркодельцов «посадить на иглу»1.
Наконец, в качестве подкупающей стороны нередко выступает организованная преступность и контролируемые ею легальные структуры. По данным специалистов организаторы преступной деятельности тратят на подкуп нужных им чиновников примерно третью часть своих преступных доходов (от наркобизнеса, от сексбизнеса, от торговли оружием). Разоблачить такую коррупцию особенно трудно, так как при этом обеспечивается высокая конспиративность, в том числе и путем хитроумных способов легализации преступных доходов, устрашения или устранения неугодных свидетелей, использования криминальных связей в правоохранительных органах и т.д.
Таким образом, «масштабный» взяткодатель нередко и сам инициирует получение взятки чиновником. Особенно это характерно для Большого бизнеса. Ясно, что, например, олигархи чаще всего выступают в роли взяткодателей. Им вовсе не нужно получение взяток, а вот за огромные суммы «подвигнуть» чиновника, например, на устранение конкурентов от участия, например, в приватизационном конкурсе (на этот счет СМИ приводили немало случаев), им крайне необходимо.
Взаимодействие взяткополучателя и взяткодателя усиливается и за счет расширения предмета вознаграждения чиновника (предмета взятки). Жизнь меняется, соответственно меняются и представления о желанном вознаграждении. Пакет с «баксами» – это уже банально, да к тому же и небезопасно – спецслужбы могут их пометить). И сейчас существуют многочисленные варианты таких «пакетов» (что затрудняет доказывание коррупционного преступления). Перечислять все варианты бессмысленно. Взяточники на этот счет сверхизобретательны: получение гонорара за еще ненаписанную книгу в размерах, которые и не снились самым высокооплачиваемым в мире писателям (знаменитое «книжное» дело российских приватизаторов); оплата дорогих зарубежных поездок; льготное кредитование (например, выдача ссуд коммерческими банками генералитету армии для строительства элитного загородного жилья); предоставление высокооплачиваемой должности в частных структурах после увольнения из госаппарата (в 1995-1996 гг. в России сменилось более 15 министров экономики, финансов и заместителей премьер-министра по экономическим вопросам, большинство из которых буквально на следующий день после увольнения в госслужбы заняли руководящие и сверхоплачиваемые посты в коммерческих банках, компаниях и концернах – за какие заслуги?) и т.д. и т.п.
Причины коррупции. Можно выделить следующие уровни причин коррупционной преступности: экономические, политические, психологические и организационно-правовые. Разумеется, что эти причины как таковые «проглядывались» уже в рассмотренном выше механизме коррупционных преступлений.
Экономические факторы достаточно разнообразны. Тем не менее на первый план следует поставить экономические просчеты в формировании рыночных отношений и, в особенности, избранных в ходе реформ способов и методов приватизации. Сошлемся лишь на один показатель – соотношение оценочной, реальной и продажной цены приватизированных предприятий. Так, в середине 90-х гг. было приватизировано примерно 500 крупнейших предприятий страны, основные фонды которых оценивались в 200 млрд.долларов. Госкомимущество продало эти предприятия за 7,2 млрд.долларов (Вопросы экономики,1996,№3,с.79). Можно с весьма большой долей достоверности утверждать, что такое занижение реальной стоимости объектов разгосударствления предполагало гигантский корыстный частный интерес работников сферы управления, а также их сращивание с деятелями теневой экономики и другими элементами криминального мира.
Еще более многообразны политические факторы. К числу важнейших все же следует отнести: а) непомерно высокую численность управленческого аппарата. За годы реформ управленческий аппарат вырос в 1,5 раза и составляет 15 млн.человек (удельный вес управленцев в общем числе занятого в сфере управления персонала в Великобритании – 2%, в России – 25%). И вся эта «армия» существует для того, чтобы согласовывать, визировать, разрешать, лицензировать, квотировать и т.д. и т.п.; б) отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства; в) расширяющееся проникновение в государственные органы представителей преступного мира, в том числе и организованных преступных групп и преступных сообществ («93 из 450 новоиспеченных депутатов до своего избрания находились в оперативной разработке отечественных спецслужб»)1.
Психологические причины: а) многовековые традиции мздоимства на государственной службе; б) относительно низкий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от госслужащих; в) психологическая готовность значительной части населения к подкупу госслужащих для реализации как законных, так и незаконных интересов; г) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего (о котором уже говорилось).
К психолого-политическим факторам можно отнести и «демократические» нравы политической элиты постсоветского общества. Сопоставим их, например, с пушкинскими оценками придворных нравов николаевской эпохи. В дневниках 1833-1835 гг. отражена озабоченность поэта бедственным состоянием простого народа, усугубленного обрушившимися на Россию неурожаями и холерой. На фоне этого интересна запись от 27 ноября 1933 г. «Осуждают (в обществе – А.Н.) очень дамские мундиры - бархатные, шитые золотом, особенно в настоящее время, бедное и бедственное»2. Об этом же говорится в записях от 29 ноября и 4 декабря3. Чуть позже, 14 декабря поэт записывает: «Кочубей и Нессельроде получили по 200 000 на прокормление своих голодных крестьян. Эти четыреста тысяч останутся в их карманах… В обществе ропщут, - а у Нессельроде и Кочубей будут балы (что также есть способ льстить двору)4. В записи от 17 марта 1934 г.: «Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника. Князь Долгорукий (обер-шталмейстер и петербургский предводитель) и граф Шувалов распоряжаются этим…Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода?»5
Вернемся в наше время. Придворных балов (в их исконном значении) сейчас нет. Но их вполне заменяют кремлевские официальные приемы, а проще «тусовки» по самым различным поводам с шампанским и прочими изысками в отношении вин и закусок.
Тусовки, на которых присутствует политическая элита и представители нашей славной интеллигенции (кто-то из эстрадных «звезд», кто-то из литераторов, кто-то из мира театрального и кино-искусства и т.д. и т.п.), для которых близость к власти, к Первому лицу (любому, Ельцин это или Путин или кто другой, значения не имеет) вопрос не только престижа, а буквально жизни и смерти. Одна из последних таких кремлевских тусовок – прием в Кремле по случаю праздника Дня независимости (12 июня 2001 г.) – Дня принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Телевидение в своих информационных программах наглядно показывает красивую жизнь («красиво жить не запретишь») благополучных людей. Пушкин беспокоился о том, как воспримет бедный народ известия о роскошных балах. Нынешней же элите наплевать на то, как такие телекадры воспримут, например, медицинские работники Приморья, объявившие голодовку в связи с тем, что пять месяцев они не получают зарплату и им нечем кормить своих голодных детей. И как им и большинству российских граждан объяснить, в чем здесь повод для торжества, в чем заключается праздник и от чего (или от кого) Россия 12 июня 1991 г. обрела независимость?
Причины организационно-правового характера: а) слабая практика применения правовых норм, предназначенных для борьбы с коррупцией; б) наличие пробелов в антикоррупционном законодательстве.
- Глава VII. Преступления против семьи и несовершеннолетних 130
- Глава VIII. Преступления против собственности 143
- Глава IX. Преступления в сфере экономической деятельности 193
- Глава X. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях 282
- Глава XI. Преступления против общественной безопасности 293
- Глава XII. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности 344
- Глава XIII. Экологические преступления 390
- Глава XIV. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта 436
- Глава XV. Преступления в сфере компьютерной информации. 462
- Глава XVI. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. 468
- Глава XVII. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) 500
- Глава XVIII. Преступления против правосудия 554
- Глава XIX. Преступления против порядка управления 591
- Глава XX. Преступления против военной службы 622
- Глава XXI. Преступления против мира и безопасности человечества 652
- Глава I. Понятие Особенной части уголовного права, ее значение и система
- 1. Понятие, задачи и значение Особенной части уголовного права
- 2. Система Особенной части уголовного права
- Глава II. Научные основы квалификации преступлений1.
- 1. Понятие и значение квалификации преступлений.
- 2. Уголовный закон – юридическая основа квалификации преступлений
- 3. Квалификация преступлений и их разграничение
- Глава III. Преступления против жизни и здоровья.
- 1. Понятие и виды преступлений против личности.
- 2. Преступления против жизни1
- 2.1. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против жизни
- 2.2. Понятие и виды преступлений против жизни.
- Убийство (ст. 105 ук)
- Убийство без отягчающих и без смягчающих обстоятельств
- Убийство при отягчающих обстоятельствах
- Часть 2 ст.105 ук дает исчерпывающий перечень обстоятельств (их тринадцать), определяющих виды квалифицированного, влекущего повышенное наказание, убийства.
- Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б»).
- Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложников (п. «в»).
- Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г»)
- Убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е»)
- Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «ж»)
- Убийство из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з»)
- Убийство из хулиганских побуждений (п. «и»)
- Убийство с целью скрыть другие преступления или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. «к»)
- Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (п. «л»)
- Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м»)
- Убийство, совершенное неоднократно (п. «н»)
- Убийство при смягчающих обстоятельствах. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст.106 ук рф)
- Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст.107 ук рф)
- Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.108 ук рф)
- Причинение смерти по неосторожности (ст.109 ук рф)
- Доведение до самоубийства (ст.110 ук)
- 3. Преступления против здоровья1
- 3.1. История развития уголовного законодательства об ответственности за преступления против здоровья
- 3.2. Понятие и виды преступлений против здоровья
- Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111 ук)
- Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112 ук).
- Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст.113 ук)
- Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.114 ук)
- Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст.115 ук)
- Побои (ст.116 ук)
- Истязание (ст.117 ук)
- Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст.118 ук)
- Заражение венерической болезнью (ст.121 ук).
- Часть 1 ст.121 ук предусматривает ответственность за заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни.
- Часть 3 ст.122 предусматривает повышенное наказание за заражение вич-инфекцией двух или более лиц или заведомо несовершеннолетнего.
- 4. Преступления, ставящие в опасность здоровье и жизнь человека
- Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст.120 ук)
- Незаконное производство аборта (ст.123 ук)
- Часть 1 ст.123 ук устанавливает ответственность за производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.
- Неоказание помощи больному (ст.124 ук)
- Оставление в опасности (ст.125 ук)
- Глава IV. Преступления против свободы, чести и достоинства личности.
- 1.История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против свободы, чести и достоинства личности
- 2. Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности
- Похищение человека (ст.126 ук)
- Часть 1 ст.126 ук устанавливает ответственность за похищение человека, совершенное без отягчающих обстоятельств, указанных в ч.2 и ч.3 этой статьи.
- Незаконное лишение свободы (ст.127 ук рф)
- Часть 1 ст.127 ук устанавливает ответственность за незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением.
- Незаконное помещение в психиатрический стационар (ст.128 ук)
- Часть 1 ст.128 ук устанавливает ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар.
- Клевета (ст.129 ук)
- Часть 1 ст.129 ук устанавливает ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
- Оскорбление (ст.130 ук)
- Часть 1 ст.130 ук устанавливает ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
- Глава V. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 1. История развития российского уголовного законодательства о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 2. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- Изнасилование (ст.131 ук)
- Насильственные действия сексуального характера (ст.132 ук)
- Часть 1 ст.132 ук устанавливает ответственность за мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей).
- Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (ст.134 ук)
- Развратные действия (ст.135 ук)
- Глава VI. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 2. Преступления против политических прав и свобод Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст.141 ук)
- Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст.142 ук)
- Фальсификация итогов голосования (ст. 1421 ук)
- Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 ук)
- 3. Преступления против социальных прав и свобод Нарушение равноправия граждан (ст..136 ук)
- Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст.145 ук)
- Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст.145¹ ук)
- Часть 1 ст. 146 ук рф предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.
- Нарушение изобретательских и патентных прав (ст.147 ук)
- Часть 2 статьи 147 ук предусматривает ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное неоднократно либо группой лиц, по предварительному сговору или организованной группой.
- 4. Преступления против личных прав свобод Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137 ук)
- Нарушение неприкосновенности жилища (ст.139 ук)
- Часть 3 статьи 139 ук предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140 ук)
- Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст.148 ук)
- Глава VII. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- 1. Понятие и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступлений против семьи и несовершеннолетних.
- Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст.150 ук)
- Часть 2 ст.150 ук предусматривает повышенную ответственность, если это деяние совершается родителем, педагогом либо иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
- Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст.151 ук)
- Часть 1 ст.152 ук предусматривает ответственность за куплю-продажу несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им.
- Часть 2 ст.152 ук устанавливает повышенную ответственность за торговлю несовершеннолетними, если это совершено:
- Незаконное усыновление-удочерение (ст.154 ук)
- Разглашение тайны усыновления-удочерения (ст.155 ук)
- Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 ук)
- Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст.157 ук)
- Глава VIII. Преступления против собственности
- 1. Понятие и виды преступлений против собственности. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против собственности
- 2. Хищение чужого имущества
- Кража (ст.158 ук)
- Часть 3 ст.158 ук предусматривает ответственность за кражу, совершенную неоднократно, а равно с незаконным проникновением в жилище.
- Мошенничество (ст.159 ук)
- Часть 1 ст.159 ук устанавливает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием.
- Присвоение или растрата (ст.160 ук)
- Часть 1 ст.160 ук предусматривает ответственность за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному.
- Грабеж (ст.161 ук)
- Хищение предметов, имеющих особую ценностей (ст.164 ук)
- Часть 1 ст.164 ук устанавливает ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
- 3. Причинение имущественного либо иного ущерба, не связанное с хищением Вымогательство (ст.163 ук)
- Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст.165 ук)
- Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166 ук)
- Часть 1 ст.166 ук предусматривает ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).
- Часть 1 ст.167 ук предусматривает ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.
- Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст.168 ук)
- Часть 1 ст.168 ук предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности.
- Глава IX. Преступления в сфере экономической деятельности
- 1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности
- Регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 ук)
- 3. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности Незаконное предпринимательство (ст.171 ук рф)
- Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст.171¹ ук)
- Лжепредпринимательство (ст.173 ук)
- Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами незаконным путем (ст.174 ук)
- Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.175 ук)
- Часть 1 ст.175 ук предусматривает ответственность за заранее не обещанное приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
- 4. Преступления против интересов кредиторов Незаконное получение кредита (ст.176 ук)
- Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст.177 ук)
- 5. Преступления, связанные с банкротством Неправомерные действия при банкротстве (ст.195 ук)
- Преднамеренное банкротство (ст.196 ук)
- Фиктивное банкротство (ст.197 ук)
- 6. Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст.178 ук)
- Принуждение к совершению сделки (ст.179 ук)
- Незаконное использование товарного знака (ст.180 ук)
- Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст..183 ук)
- Часть 3 ст.183 ук предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные в ч.1 или ч.2 этой же статьи ук, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.
- Часть 2 ст.184 ук устанавливает повышенную ответственность за те же действия, совершенные неоднократно (см. Ст.16 ук) или организованной группой (см. Ст.35 ук).
- 7. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения ценных бумаг Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) – ст.185 ук
- Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст.186 ук)
- Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст.187 ук)
- Часть 1 ст.187 ук рф предусматривает ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами.
- 8. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности Контрабанда (ст.188 ук)
- Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 ук)
- Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации (ст.190 ук)
- Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194 ук)
- Часть 1 ст.194 ук рф предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере.
- 9. Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей (валютные преступления) Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191 ук)
- Часть 2 ст.191 ук устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные:
- Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192 ук)
- Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 ук)
- Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст.199 ук)
- 11. Преступления против прав потребителей Обман потребителей (ст.200 ук)
- Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст.181 ук)
- Часть 2 рассматриваемой статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные: а) неоднократно или б) организованной группой.
- Глава X. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- 1. Общая характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- Злоупотребление полномочиями (ст.201 ук)
- Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст.203 ук)
- Часть 2 ст.204 ук предусматривает повышенную ответственность за дачу предмета коммерческого подкупа, совершенную неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- Глава XI. Преступления против общественной безопасности
- 1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности. История российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против общественной безопасности
- 2. Преступления против общественной безопасности. Терроризм (ст.205 ук)
- Захват заложников (ст.206 ук)
- Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 ук)
- Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст.208 ук)
- Бандитизм (ст.209 ук)
- Часть 1 ст.209 ук рф предусматривает ответственность за создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой).
- Часть 3 ст.209 ук предусматривает повышенную ответственность за бандитизм (то есть за действия, предусмотренные частью 1 и частью 2 ст.209), совершенный лицом с использованием своего служебного
- Организация преступного сообщества (преступной организации) - ст.210 ук.
- Часть 1 ст.211 предусматривает ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона.
- Массовые беспорядки (ст.212 ук)
- Часть 3 ст.212 ук предусматривает ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.
- Пиратство (ст.227 ук)
- Часть 1 ст.227 ук рф устанавливает ответственность за нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения.
- 3. Преступления против общественного порядка Хулиганство (ст.213 ук)
- Вандализм (ст.214 ук)
- 4. Преступления, связанные с нарушением правил производства различного рода работ Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 ук)
- Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст.215¹ ук)
- Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216 ук)
- Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217 ук)
- 5. Преступления, связанные с нарушением правил обращения с общеопасными предметами Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся изделий (ст.218 ук)
- Нарушения правил пожарной безопасности (ст.219 ук)
- Незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст.220 ук)
- Часть 1 ст.220 ук рф предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, использование, передачу или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ.
- Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст.221 ук)
- Часть 1 ст.221 ук рф предусматривает ответственность за хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ.
- Часть 1 ст.221 фактически предусматривает ответственность за хищение радиоактивных материалов путем кражи (ст.158), мошенничества (ст.159), присвоения или растраты (ст.160) и вымогательства (ст.163).
- Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.222 ук)
- Незаконное изготовление оружия (ст.223 ук)
- Небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.224 ук)
- Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.225 ук)
- Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 ук)
- Часть 1 ст.226 ук рф предусматривает ответственность за хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
- Глава XII. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- 1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности. История развития отечественного законодательства об ответственности за эти преступления.
- 2. Преступления против здоровья населения. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст.228 ук рф)
- Часть 1 ст.228 ук рф предусматривает ответственность за незаконные изготовление, приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ.
- Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229 ук рф)
- Часть 1 ст.229 ук рф предусматривает ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ.
- Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст.230 ук)
- Часть 1 ст.230 ук рф предусматривает ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.
- Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 ук)
- Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст.232 ук)
- Часть 1 ст.232 ук устанавливает ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.
- Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234 ук)
- Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст.235 ук)
- Часть 1 ст.236 ук рф предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей.
- Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст.238 ук)
- Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью 1 ст.239 ук.
- 3. Преступления против общественной нравственности. Вовлечение в занятие проституцией (ст.240 ук)
- Незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242 ук)
- Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст.243 ук)
- Жестокое обращение с животными (ст.245 ук)
- 1. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления
- 2. Понятие и виды экологических преступлений
- Глава 26 ук рф включает в себя нормы об ответственности за следующие экологические преступления:
- 1) Преступления, посягающие на общие правила экологической безопасности в сфере экологически значимой деятельности (ст.246-248 ук);
- Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247 ук)
- Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.248 ук)
- Загрязнение морской среды (ст.252 ук)
- Порча земли (ст.254 ук)
- Часть 1 ст.249 ук рф предусматривает ответственность за нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия.
- Часть 2 ст.249 ук предусматривает ответственность за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.
- Незаконная добыча водных животных и растений (ст.256 ук)
- Часть 2 ст.256 ук предусматривает ответственность за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах.
- Незаконная охота (ст.258 ук)
- Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст.260 ук)
- Уничтожение или повреждение лесов (ст.261 ук)
- Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.262 ук)
- Глава XIV. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 1. История российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 2. Понятие и виды транспортных преступлений.
- Глава 27 ук рф включает в себя нормы об ответственности за следующие транспортные преступления:
- Оставление места дорожно-транспортного происшествия
- Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266 ук)
- Глава XV. Преступления в сфере компьютерной информации.
- Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272 ук)
- Создание, использование и распространение вредоносных программ для эвм (ст.273 ук)
- Нарушение правил эксплуатации эвм, системы эвм или их сети (ст.274 ук)
- Глава XVI. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
- 1. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственные преступления).
- 2. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
- 3. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность государства Государственная измена (ст.275 ук)
- Шпионаж (ст.276 ук)
- 4. Преступления, посягающие на легитимность государственной власти Насильственный захват или насильственное удержание власти (ст.278 ук)
- Вооруженный мятеж (ст.279 ук)
- 6.Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности
- Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 ук)
- 7. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность
- Диверсия (ст.281 ук)
- Часть 2 ст.281 ук предусматривает ответственность за диверсию при отягчающих обстоятельствах – совершенную организованной группой. Разглашение государственной тайны (ст.283 ук)
- Утрата документов, содержащих государственную тайну
- 8. Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной вражды, а также являющиеся проявлением экстремизма.
- Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.282 ук)
- Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 ук в ред. Федерального закона от 25 июня 2002 г.1)
- Организация экстремистского сообщества (ст.282¹ ук)
- Организация деятельности экстремистской организации
- Глава XVII. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления)
- 1. История российского уголовного законодательства о борьбе с должностными преступлениями
- 2. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
- 3. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 ук)
- Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной Палате Российской Федерации (ст.287 ук)
- Присвоение полномочий должностного лица (ст.288 ук)
- Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 ук)
- Получение взятки (ст.290 ук)
- Дача взятки (ст.291 ук)
- Часть 1 ст.291 ук рф предусматривает уголовную ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника.
- Служебный подлог (ст.292 ук)
- Халатность (ст.293 ук)
- Часть 2 ст.293 ук предусматривает повышенную ответственность за халатность, повлекшую по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
- 4. Проблемы борьбы с коррупцией
- 4.1. Ответственность за коррупционные преступления по законодательству России, европейских стран и сша (сравнительно-правовой анализ).
- 4.2. Коррупция в России
- Правовая база борьбы с коррупцией в России и пути ее совершенствования.
- Глава XVIII. Преступления против правосудия
- 1. История развития российского законодательства об ответственности за преступления против правосудия
- 2. Понятие и виды преступлений против правосудия
- Часть 1 ст.299 ук рф предусматривает ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.
- Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 ук)
- Часть 1 ст.301 ук рф предусматривает ответственность за заведомо незаконное задержание.
- Часть 2 ст.301 ук рф предусматривает ответственность за незаконные заключение под стражу или содержание под стражей.
- Часть 2 ст.302 ук предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 этой статьи ук, соединенное с применением насилия, издевательств или пыток.
- Фальсификация доказательств (ст.303 ук)
- Часть 1 ст.303 ук рф предусматривает ответственность за фальсификацию доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем.
- Часть 2 ст.303 ук рф предусматривает ответственность за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником.
- Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст.305 ук)
- Часть 1 ст.305 ук рф предусматривает ответственность за вынесение судьей (судьями) заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
- Часть 1 ст.294 ук рф предусматривает ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.
- Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производства предварительного расследования (ст.296 ук)
- Неуважение к суду (ст.297 ук)
- Часть 1 ст.297 ук рф предусматривает ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства.
- Заведомо ложный донос (ст.306 ук)
- Часть 1 ст.306 ук рф предусматривает ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления.
- Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст.307 ук)
- Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст.309 ук)
- Разглашение данных предварительного следствия (ст.310 ук)
- Разглашение сведений о мерах безопасности применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст.311 ук)
- Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст.313 ук)
- Уклонение от отбывания лишения свободы (ст.314 ук)
- Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст.315 ук)
- Укрывательство преступлений (ст.316 ук)
- Глава XIX. Преступления против порядка управления
- 1. История развития российского законодательства об ответственности за преступления против порядка управления
- 2. Понятие и виды преступлений против порядка управления
- Глава 32 ук рф включает в себя нормы об ответственности за следующие преступления против порядка управления:
- 3. Преступления, посягающие на авторитет государственной власти Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст.329 ук)
- 4. Преступления, посягающие на неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации (ст.322-323 ук рф) Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст.322 ук рф)
- Часть 1 ст.322 ук рф устанавливает ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения.
- Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст.323 ук)
- Часть 1 ст.323 ук рф предусматривает ответственность за изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков в целях противоправного изменения Государственной границы Российской Федерации.
- Применение насилия в отношении представителя власти (ст.318 ук)
- Разглашение сведений о мерах безопасности применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.320 ук)
- Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст.321 ук)
- Уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст.328 ук)
- Часть 1 ст.28 ук рф предусматривает ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.
- Самоуправство (ст.330 ук)
- Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст.325 ук)
- Часть 2 ст.325 ук предусматривает ответственность за похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа.
- Часть 3 ст.325 ук предусматривает ответственность за похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия.
- Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст.326 ук)
- Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст.327 ук)
- Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 327¹ ук)
- Часть 1 ст. 327¹ ук рф предусматривает ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок.
- Часть 2 ст.327¹ ук рф предусматривает ответственность за использование заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок.
- Глава XX. Преступления против военной службы
- 1.История развития российского законодательства об ответственности за преступления против военной службы (воинские преступления)1
- 2. Понятие и система преступлений против военной службы (воинских преступлений)
- 3. Преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений (ст.332-336 ук) Неисполнение приказа (ст.332 ук)
- Часть 1 ст.332 ук рф предусматривает ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы.
- Оскорбление военнослужащего (ст.336 ук)
- Часть 1 ст.336 ук рф предусматривает ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.
- 4. Преступления против порядка прохождения военной службы, проявляющиеся в уклонении от военной службы (ст.337-339 ук) Самовольное оставление части или места службы (ст.337 ук)
- Дезертирство (ст.338 ук)
- Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст.339 ук)
- 5. Преступления против порядка несения специальных служб (ст.340-344 ук) Нарушение правил несения боевого дежурства (ст.340 ук)
- Нарушение правил несения пограничной службы (ст.341 ук)
- Нарушения уставных правил караульной службы (ст.342 ук)
- Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст.343 ук)
- 6. Преступления против порядка сбережения военного имущества (ст.345-348 ук) Оставление погибающего военного корабля (ст.345 ук)
- Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст.346 ук)
- Часть 1 ст.346 ук рф предусматривает ответственность за умышленное уничтожение или повреждении оружия, боеприпасов или предметов военной техники.
- Часть 1 ст.347 ук рф предусматривает ответственность за уничтожение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия.
- Утрата военного имущества (ст.348 ук)
- Нарушение правил кораблевождения (ст.352 ук)
- Глава XXI. Преступления против мира и безопасности человечества
- 1. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества
- 2. Преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 ук)
- 3. Преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 ук)
- Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает повышенную ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации (см. Ст. 355 ук).
- Геноцид (ст. 357)
- Экоцид (ст. 358 ук)
- Наемничество (ст. 359 ук)
- 5. Преступления против мира и безопасности человечества и специфическое содержание применяемых к ним общих принципов уголовного права