logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

3. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 ук)

В 1997 г. было зарегистрировано 2 848, в 1998 г. – 3 157, в 1999 г. – 4 176, в 2000 г. – 4 797, в 2001 г. – 4 133 преступлений, предусмотренных ст.285 УК.

Часть 1 ст.285 УК РФ предусматривает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность определенного элемента аппарата власти и управления (государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ). Дополнительным объектом являются конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) деянием – действием или бездействием (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы); 2) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства) и 3) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

Использование служебных полномочий предполагает совершение виновным действий, формально находящихся в его служебной компетенции. При этом соответствующее деяние совершается вопреки интересам службы.

Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства существенным нарушением является вопросом факта и зависит от конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела. При этом в судебной практике учитываются, например, следующие обстоятельства: создание помех и сбоев в работе государственных и других организаций, нарушение общественного порядка, сокрытие тяжких преступлений, степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжести причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.1.

Субъект преступления – должностное лицо (см. Примечание 1 к ст.285 УК и его толкование в § 2 настоящей главы).

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (в виде как прямого, так и косвенного умысла). Лицо осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что вследствие этого будут существенно нарушены охраняемые законом права и интересы, и желает наступления указанных последствий (прямой умысел) либо сознательно их допускает или безразлично относится к их наступлению (косвенный умысел). Кроме умышленной вины субъективная сторона данного преступления характеризуется еще и мотивом - корыстной или иной личной заинтересованностью. Корыстная заинтересованность (как и в других составах преступления) означает стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность предполагает извлечение виновным выгод неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность и т.п.

Часть 2 ст.285 УК предусматривает повышенную ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью 1 этой статьи УК, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. под государственной должностью понимается должность в федеральных органах государственной власти,

органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Указанный Федеральный закон называет три разновидности государственных должностей: 1) должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории «А»;

2) должности, утвержденные в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А», - государственные должности категории «Б»;

3) должности, утверждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории «В». При этом данный федеральный закон к государственным служащим не относит лиц, занимающих государственные должности категории «А».

Перечень государственных должностей категории «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

Как уже отмечалось, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. к органам местного самоуправления относятся: а) выборные органы, образуемые в соответствии с этим федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Часть 3 ст.285 УК конкретизирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные частями 1 или 2 этой статьи УК, повлекшие тяжкие последствия. Также как и понятие причинения существенного вреда данное понятие является оценочным и конкретизируется судом с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела. В теории и судебной практике критериями признания последствий тяжкими считаются: причинение материального ущерба в особо крупных и крупных размерах, причинение потерпевшему тяжкого физического вреда (хотя бы одному человеку) либо причинение вреда средней тяжести двум или более лицам.

Превышение должностных полномочий (ст.286 УК)

В 1997 г. было зарегистрировано 2 153, в 1998 г. – 2 639, в 1999 г. – 3 001, в 2000 г. – 3 384, в 2001 г. – 3 695 преступлений, предусмотренных ст.286 УК РФ.

Часть 1 ст.286 УК РФ предусматривает ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Непосредственный объект превышения должностных полномочий в принципе не отличается от объекта преступного злоупотребления должностными полномочиями. Дополнительными объектами данного преступления могут выступать здоровье, честь и достоинство личности, конституционные и иные права и свободы и другие интересы человека, общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий); 2) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства) и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Норма, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, является специальной по отношению к норме об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий есть специальная разновидность злоупотребления должностными полномочиями. При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения судебная практика исходит из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Это могут быть действия: а) которые относятся к полномочиям другого должностного лица (допустим, вышестоящего или работника другого ведомства); б) либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия или специальных средств); в) действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, нанесение побоев или применение иного насилия)1. В теории к указанным трем разновидностям превышения должностных полномочий обычно относятся еще и совершение должностным лицом единолично действий, которые должны быть совершены только коллегиально2.

Понятие вредных последствий данного преступления понимается также, как и при злоупотреблении служебными полномочиями.

Субъект преступления – должностное лицо, то есть, также как и при злоупотреблении служебными полномочиями, представитель власти либо лицо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (прямым или косвенным умыслом). Лицо осознает, что его действия явно выходят за пределы предоставленных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда правоохранительным интересам и желает наступления таких последствий либо сознательно допускает их наступление или безразлично относится к их наступлению.

Часть 2 ст.286 УК предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 этой статьи УК, совершенное лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (данный признак понимается также, как в ст.285 УК).

Часть 3 ст.286 УК конструирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные частями 1 или 2 этой статьи УК, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой применения насилия; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия следует понимать нанесение побоев (ст.116 УК), причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст.115 УК), умышленное или по неосторожности причинение среднего вреда здоровью (ст.112 и ч.3 и 4 ст.118 УК), причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК), причинение истязания (ст.117 УК) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.111 УК).

Под угрозой применения насилия понимается угроза применения указанных выше видов насилия, а также угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК).

Причинение при превышении должностных полномочий умышленного тяжкого вреда здоровью при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах, а также убийства, дополнительно квалифицируются по частям 2, 3 или 4 ст.111 или ч.1 или 2 ст.105 УК РФ.

Следует отметить, что угроза применения насилия при превышении должностных полномочий должна быть реальной. И только в этом случае она превращает простой состав этого преступления в особо квалифицированный. Так, приговором районного народного суда С. был осужден по п. «а» ч.3 ст.386 УК РФ. Он признан виновным в том, что являясь должностным лицом (заместителем начальника следственного отдела ГОВД), совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, с применением насилия и угрозы его применения. Находясь в очередном отпуске, он пришел в дом В-ых и явно превышая служебные полномочия потребовал от В-а передачи Б. и П. денег в сумме 12 870 тысяч рублей (неденоминированных), полагая что В. дважды продал тем одни и те же акции АО. Предъявляя требования, С. схватил В. за отворот пиджака и угрожал поместить его в камеру изолятора временного содержания. В тот же день С. незаконно потребовал от В-ой расписку о выплате ей указанной суммы В. и П. Та вынуждена была ее написать, так как С. угрожал лишить свободы ее мужа.

Судебная коллегия по уголовным делам областного суда оставила приговор без изменения. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений: переквалификации действий С. с п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ на ч.1 ст.286 УК РФ, считая, что факт применения насилия либо угрозы насилия С. при совершении преступления по делу не доказан. Президиум областного суда протест удовлетворил указав при этом, что захватывание С. отворотов одежды В. не является применением насилия. Угрозу С. лишить свободы В. также нельзя рассматривать как реальную угрозу применить насилие, поскольку оснований для его задержания не было1.

Под применением оружия следует понимать применение огнестрельного, пневматического, газового и холодного оружия (его характеристику см. при рассмотрении содержания ст.222 УК РФ) с целью причинения физического вреда (например, выстрел на поражение) либо с целью психического воздействия, когда использование оружия представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина (например, выстрел из огнестрельного оружия произведен в непосредственной близи от потерпевшего, в связи с чем у последнего сложилось основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность). Если превышение должностных полномочий сопровождалось лишь демонстрацией оружия, не представлявшей реальной угрозы жизни и здоровью гражданина, то содеянное можно рассматривать как совершение данного должностного преступления с угрозой применения насилия.

К специальным средствам применительно к рассматриваемому квалифицированному составу относятся приспособления или устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращение массовых беспорядков и т.п. (например, наручники, смирительная рубашка, средства типа «Черемуха», дубинки и т.п.). Понятие их применения либо угрозы их применения тождественны содержанию этих понятий применительно к применению или угрозы применения оружия.

Понятие тяжких последствий является оценочным понятием и

конкретизируется с учетом конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела (к ним, например, относится причинение по неосторожности смерти потерпевшего, его психическое заболевание и т.п.)

Так, военный суд гарнизона признал подполковника, командира зенитно-ракетного дивизиона Б. виновным в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия, т.е. в преступлении,

предусмотренном п. «в» ч.3 ст.286 УК РФ. Б. отдал шестерых солдат «в аренду» для проведения строительных работ на даче у частного лица. Помимо прочего солдаты должны были выкопать вокруг дома глубокую дренажную траншею. Работа эта проводилась с грубым нарушением техники безопасности, в результате чего на работавших на дне траншеи солдат обвалилась ничем не укрепленная стена земляной траншеи. Под завалом оказались трое солдат. Один из них смог выбраться из-под завала, другой также остался в живых, но получил перелом челюсти, перелом лопатки и травму глаза, а третий – К. задохнулся под осыпавшейся землей1.