logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

6. Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст.178 ук)

Часть 1 ст.178 УК РФ устанавливает ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

В 1997 г. было зарегистрировано 13, в 1998 г. – 23, в 1999 г. – 36, в 2000 г. — 42, в 2001 г. — 64 случая уголовно наказуемых монополистических действий и ограничения конкуренции (включая деяния, образующие квалифицированный и особо квалифицированный составы, т.е. предусмотренные те только ч.1, но и ч.2 и 3 рассматриваемой статьи УК).

Объект преступления – отношения добросовестной конкуренции в деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

Конкуренция есть основа рыночной экономики. Не случайно поддержка конкуренции как проявления свободы экономической деятельности возведена в конституционный принцип, отнесенный (в числе других – единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, равенство всех форм собственности) к основам конституционного строя Российской Федерации (ст.8 Конституции Российской Федерации «Именно конкуренция в условиях рыночной системы является главным рычагом ее прогресса, вынуждая предпринимателей и других хозяйственных субъектов в борьбе за потребителя работать эффективнее, качественнее, повышать производительность труда, осваивать новые технологии, снижать себестоимость продукции и т.д.»1. Напротив, монополизм (монополистическая деятельность) – самое серьезное препятствие для развития рыночной экономики, тормозящее прогресс и не отвечающее интересам потребителя.

Определение конкуренции дается в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 25 мая 1995 г.): «Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их сознательные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Объективная сторона преступления характеризуется совершением монополистических действий путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен и ограничением конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Соответственно установление монопольно высоких или монопольно низких цен можно считать способом монополистических действий, а пути ограничения конкуренции – способами ограничения конкуренции.

Правда, следует согласится с теми авторами, которые считают, что все перечисленные в диспозиции ч.1 ст.178 УК способы (как монополистических действий, так и ограничения конкуренции) в принципе есть альтернативные признака одного и того же явления – монополистической деятельности, которая одновременно является проявлением ограничения конкуренции и, наоборот, ограничение конкуренции является ни чем иным, как настоящей монополистической деятельностью23. Однако, «то» - в принципе. По законодателю же (увы!) монополистическая деятельность «разведена» с ограничением конкуренции в качестве именно альтернативных признаков объективной стороны рассматриваемого преступления и мы вынуждены придерживаться хотя и в принципе неверной, но тем не менее законодательной позиции (как говорится «dura legs sed legs», если первое слово не переводить с латинского, а оставить в латинском звучании).

Основное же содержание выделенных признаков объективной стороны раскрывается самим законодателем в названном уже Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. В соответствии с указанным Федеральным законом доминирующим положением признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких субъектов на рынке товара (работ, услуг), не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (услуг, работ), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) составляет 65% и более, а также и менее 65%, если это установлено антимонопольным органом; не может быть, однако, признано доминирующим положением хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) не превышает 35 %).

Хозяйствующими субъектами являются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Монопольно низкая цена – цена приобретенного товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Как уже отмечалось, уголовно-наказуемое ограничение конкуренции осуществляется путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Содержание этих разновидностей указанной деятельности также вытекает их Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Так, ограничение конкуренции путем раздела рынка включает: а) заключение соглашений и (или) совершение без особого соглашения согласованных действий, по установлению фиксированных долей на рынке, выделяемых по территории, по ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков); б) установление господства на рынке определенного субъекта, доля которого превышает 35 % товаров, и устранение либо подчинение конкурентов.

Ограничение доступа на рынок предполагает создание препятствий другим хозяйствующим субъектам по проникновению на товарный рынок. Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности также может заключаться в ограничении доступа на рынок, но может происходить и в других формах (например, в распространении ложных сведений о товарах либо продавцах, в использовании иных форм недобросовестной конкуренции).

Установление или поддержание единых цен как проявление ограничения конкуренции предполагает заключение соглашения между хозяйствующими субъектами и иными органами по установлению одинаковых цен на конкретные товары и их соблюдение в отношениях с потребителями.

Необходимо иметь в виду, что указанный Федеральный Закон («О конкуренции и ограничении монополистической деятельности») дает определение возможных форм недобросовестной конкуренции, что должно учитываться при определении объективной стороны рассматриваемого преступления. Это: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Исключением из законодательного ограничения конкуренции, в том числе и установления или поддержание единых цен является допускаемое законом право представителей государственных органов принимать меры по урегулированию цен (тарифов) на продукцию (услуги) отдельных отраслей естественных монополий (например, РАО ЕЭС, МПС). Это, в частности, вытекает из Федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.1

Состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.178 УК является формальным, в связи с чем преступление считается оконченным с момента совершения действий, образующих его объективную сторону.

Субъект преступления – хозяйствующий субъект (в отношении монополистических действий, совершенных путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен) и хозяйствующий субъект или должностное лицо федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (в отношении действий, направленных на ограничение конкуренции). Понятие хозяйствующего субъекта было уже раскрыто при характеристике объективной стороны данного преступления.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает монополистические действия и действия по ограничению конкуренции, образующие объективную сторону данного преступления и желает этого.

Часть 2 ст.178 УК предусматривает повышенную ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (эти признаки, как и в других случаях, понимаются в соответствии со ст.16 и ст.35 УК РФ).

В части 3 рассматриваемой статьи УК сконструирован состав при особо отягчающих обстоятельствах: действия, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства. При этом насилие включает в себя причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, истязание без отягчающих обстоятельств, незаконное лишение свободы без отягчающих обстоятельств. Под угрозой применения насилия понимается угроза совершения указанных выше действий, а также угроза уничтожением или повреждением чужого имущества, угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью. Все эти виды насилия (а также уничтожение или повреждение чужого имущества) охватываются ч.3 ст.178 УК. Понятие уничтожения и повреждения чужого имущества и вымогательства было дано при характеристике этих преступлений, предусмотренных ст.167 и 163 УК).