logo search
В

§ 3. Государственное управление и общество

леет место и в том случае, если конституция признает свободу поли-■гческой оппозиции. Правящая партия, в том числе в России, всегда в акой-то мере использует властные рычаги, чтобы препятствовать оп-зиции прийти к власти. Однако в условиях демократии государство шдь не стремится ликвидировать всякую политическую оппози-•го. Только немудрая государственная власть делает это. Проница-гльные руководители государства понимают, что оппозиция полезна 1я общества. Она указывает на его «болевые точки», и чем успешнее будет их «лечение», тем больше шансов у правительства сохранить свое пребывание у власти, избежать революционных потрясений. 1 Если же запрещать политическую оппозицию, загоняя болезни обще­ства внутрь, то последствия могут быть катастрофическими1.

Н аряду с партиями государство поддерживает или стесняет дея-иьность других общественных объединений, разрешая или запрещая [ участие в политике (выдвижение собственных кандидатов, участие избирательной кампании, демонстрации с политическими лозунга­ми т.д.). Такое участие запрещается, например, социально-экономи-гким объединениям, в частности, профсоюзам.

Государство оказывает определяющее воздействие на политиче­ский режим в обществе. Использование демократических или автори­тарных методов осуществления государственной власти составляет сердцевину политического режима в стране.

Государство создает основной массив политических норм. Многие правовые акты (законы и др.) имеют политический характер и, хотя в праве численно преобладают неполитические нормы, право в целом — 1 инструмент политики государства. Именно путем правовых норм го­сударство регулирует важнейшие стороны экономических, социаль­ных и других отношений в обществе.

Наконец, регулирующая роль государства, хотя и в неизмеримо меньшей степени, распространяется на духовную жизнь общества. Конституции многих стран (в том числе России) запрещают пропаган­ду расизма, национализма, разжигание языковой и социальной розни. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает уголовную, админист­ративную или гражданско-правовую ответственность за пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, националь­ной или религиозной принадлежности, пропаганду или публичное де-

Олпозиция тоже не всегда использует правовые формы. Даже парламентская оп­позиция устраивает драки в парламенте, а несколько депутатов фракций «Родина» в Рос­сии в 2005 г. устроили голодовку в здании Государственной Думы.

134 Глава 5. Государственное управление: человек, коллектив, общество

монстрирование нацистской атрибутики или символики, распростра­нение террористических взглядов. Он предусматривает меры по борь­бе с распространением печатных и аудиовизуальных экстремистских материалов. В соответствии с решением суда (государственного орга­на) могут быть конфискованы и уничтожены издания, видеозаписи и т.д., пропагандирующие запрещенные законом человеконенавистни­ческие взгляды. В то же время государство в некоторых странах уста­навливает обязательную идеологию (ислам в странах мусульманского фундаментализма, панча-сила в Индонезии, рукунегару в Малайзии и т.д.). Соответствующие положения закреплены в конституциях, иных правовых актах. В Конституции КНР 1982 г. говорится об идеях Мао Цзэдуна, в Конституции Вьетнама 1992 г. — Хо Ши Мина, в Конститу­ции КНДР 1972 г. — об идеях чучхе.

Характеризуя вмешательство государства в различные стороны жизни общества, американский автор (выходец из России) В.Фрид­ман написал книгу «Социалистические Штаты Америки». В отрывке • из этой книги, опубликованном в «Российской газете», он утверждает, что вмешательство американского государства во все сферы жизни об­щества постоянно и систематично и что в США осуществлены все 10 мер, обозначенных как необходимые для социализма в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса1. В утверждени­ях В.Фридмана много преувеличений, однако ясно, что и в США, где, как считается, экономическая роль государства слабее, чем в Европе, государство регулирует самые различные стороны жизни общества. Регулирующая роль государства (мы не говорим сейчас о ее степени) появилась вместе с возникновением.государства, отрицать ее не нуж­но, ликвидировать ее невозможно. Проблема состоит в другом: регули­рующая роль государства не должна стеснять саморазвитие общества, а этот теоретический постулат реализовать практически невозможно, поскольку всякое регулирование это саморазвитие затрагивает. Речь, видимо, может идти лишь о магистральном пути его саморазвития, ис­ключении масштабных социальных экспериментов с обществом, про­водимых в прошлом государственной властью (в том числе в России в целях строительства коммунизма).

С м.: Российская газета. 2002.28 февр.