logo
В

38 Глава 3. Структура государственного и муниципального управления

н иже). В муниципальных образованиях российский Федеральный за­кон 2003 г. предусматривает в качестве форм участия в управлении правотворческую инициативу (предложение проекта решения, под­держанного подписями определенного числа граждан), этот проект представительный муниципальный орган обязан рассмотреть (не обя^ зательно принять)^ консультативный народный опрос избирателей; публичные слушания (на них, например, обязательно должен выно­ситься проект местного бюджета); содание территориального общест-, венного самоуправления и др.

Для непосредственного выражения своей воли граждане созывают собрания, используют митинги, демонстрации, шествия, пикетирова­ние. Эти публичные мероприятия, регулируемые в России федераль­ным законом, могут иметь политическое значение и в этом случае мо­гут быть организованы только гражданами. Собрание — это совмест­ное присутствие граждан в специально отведенном месте для обсужде­ния каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выраже­ния общественного мнения по поводу актуальных проблем преимуще­ственно общественно-политического характера. Демонстрация — ор^-ганизованное публичное выражение общественных настроений груп­пой граждан в движении с использованием плакатов и иных средств наглядной агитации. Шествие — массовое прохождение граждан по за­ранее определенному маршруту с целями привлечения внимания к ка­ким-либо проблемам. Пикетирование — форма публичного выраже-' ния мнений, осуществляемая без передвижения и использования зву­коусиления путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты или иные средства наглядной агитации.

Частные вечеринки, встречи другей и т.д., в том числе иностран­цев, лиц без гражданства правовыми актами не регулируются.

Организаторами публичного мероприятия в России могут быть » один или несколько граждан (для митингов и собраний — с 16 лет, для демонстраций, шествий, пикетирования — с 18 лет), а также политиче­ские партии, общественные и религиозные объединения (их отделе­ния), например, для шествий. Организаторами не могут быть неде­еспособные и ограниченно дееспособные; лица, содержащиеся в мес­тах лишения свободы по приговору суда; партии, другие объединения, деятельность которых приостановлена или которые ликвидированы в соответствии с законом. Организатор вправе, в частности, проводить сбор добровольных пожертвований и подписей под резолюциями и требованиями. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного само-