logo
В

§ 4. Законодательный орган субъекта рф и их роль в управлении 249

пространства (денежная система и др.), с управлением железнодо­рожным транспортом, связью и т.д., словом, всех тех полномочий, ко­торые относятся к предметам исключительного ведения РФ.

Законодательные собрания субъектов РФ не вправе заниматься внешнеполитическими отношениями, хотя с ведома МИД России субъекты РФ могут заключать соглашения с другими странами, субъектами федераций, регионами других стран в области экономи­ки и культуры. Они участвуют в обсуждении проектов международ­ных договоров РФ, если эти проекты затрагивают их интересы.

Законодательные собрания вправе также принимать законы по предметам совместного ведения, если вопрос не урегулирован Фе­дерацией. Кроме того, они имеют дополнительные полномо­чия в сфере законодательства по «остаточным» предметам ведения (остающимся за пределами исключительных полномочий Федера-Е .ции и совместных полномочий), а именно: принятие и изменение их основных законов (конституций республик в составе Россий­ской Федерации, уставов других субъектов РФ), формирование органов субъектов РФ, предусмотренных его основным законом, разработка и принятие мер в сфере экономического, социального, культурного развития (например, установление местных налогов в пределах, разрешенных НК РФ, детальное регулирование своими законами местного самоуправления. Они издают законодательные акты, связанные с этническими, бытовыми условиями населения Субъекта РФ, с местной культурой и т.д.).

Законодательные собрания создают другие необходимые субъ-| екту РФ органы: участвуют в формировании местного правительст­ва, если оно есть (иногда дают согласие только на назначение руко­водителя местного правительства, если им не является глава субъ­екта РФ, а иногда — согласие на назначение заместителя руководи­теля правительства и одного-двух министров, обычно министра финансов и министра внутренних дел), избирают или назначают свою счетную палату, уполномоченных законодательного собрания (по охране прав человека, прав детей, иногда — охране природы и др.), избирают мировых судей, свои конституционные или уставные суды. В формировании федеральных судов, органов прокуратуры они не участвуют.

Законодательные собрания участвуют в федеральном законо­дательстве. Они вправе вносить законопроекты в Государственную Думу, и та обязана их рассмотреть. Ежегодно законодательные со­брания субъектов РФ вносят до 1/3 всех законопроектов, посту­пающих в Государственную Думу (из этого числа принимается

правл<

250