logo
В

§ 4. Ответственность Правительства рф

265

ние телерадиокомпании «Московия» и поставило вопрос о дисцип­линарной ответственности руководителей государственной компа­нии «Маяк».

Выполнение актов Правительства, министерств и ведомств обес­печивается посредством повседневной деятельности различных управляющих органов и должностных лиц. Число «управленцев» растет (это общемировая тенденция, связанная со многими фактора­ми современного развития, в частности, увеличением производитель­ности труда в сфере экономики). Следует заметить, однако, что раз­личие между «работающими» и «управленцами» весьма условно и все более стирается. Кроме того, далеко не все управленцы действу­ют в сфере исполнительной власти, многие звенья управления в об­разовании, медицине, на предприятиях и т.д. не относятся к собст­венно исполнительной власти, эти служащие хотя и находятся на службе в государственных учреждениях, не являются чиновниками. Властное управление реализуется государственным аппаратом " исполнительной власти, который составляют должностные лица, ра­ботающие в органах государства. Это прежде всего федеральная госу­дарственная служба (есть и государственная служба субъектов РФ, создаваемая по предметам совместного с Федерацией ведения и по предметам, отнесенным к ведению субъектов РФ). В различных орга­нах федеральной государственной службы в сфере экономики, соци­альных отношений, политики, духовной жизни трудится большой от­ряд государственных служащих. Более 575 тыс. из них находятся на классифицированной государственной службе (в органах законода­тельной власти — 10,4 тыс. человек, исполнительной власти — 456,1 тыс., судебной власти — 105,7 тыс., в других федеральных органах — 3,4 тыс.)1. Им присваиваются категории («Б», «В»)2, квалифицирую­щие разряды (действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса и др.). Большинство федеральных государственных служащих служит в федеральных территориальных органах министерств и ве­домств (управлениях, отделах министерств и ведомств в семи феде­ральных округах, субъектах РФ, в городах, районах). Не все феде­ральные министерства и ведомства имеют территориальные органы,

Всего в органах государственной власти и местного самоуправления насчитыва­ ется 1,1 млн служащих, т.е. восемь человек на 1000 населения, из них-в местном самоуп­ равлении работают более 400 тыс. человек, остальные — на государственной службе субъектов РФ. См.: Кадры органов государственной власти. К 200-летию образования министерств. М., 2002. С. 2,5. %:,

Ранее выделялась категория «А», в новейших законах она не упоминается. Лица категории «А», занимающие высшие посты в государстве, обычно не относятся к собст­венно государственным служащим, они рассматриваютсякак политические деятели.

например, их не имеет Федеральная служба по финансовому оздо­ровлению и банкротству, а некоторые создают межтерриториальные (для ряда субъектов РФ) органы (например, Федеральный надзор по /ядерной и радиационной безопасности). Действует специальный за­кон, регламентирующий деятельность федеральной государственной службы, положения которого относятся не только к государственной службе в сфере исполнительной власти.

Одно' из главных зол чиновничества — бюрократизм. Мировая практика свидетельствует, что противостоять ему могут только разви­тые институты общества — парламент, суды, независимые средства массовой информации, партии, профсоюзы, другие общественные объ­единения, использование форм непосредственной демократии, участие граждан в управлении (партиципация), деятельность политической оппозиции. Другое зло — коррупция. По данным антикоррупционного комитета, вред, который причиняет коррупция чиновников в России, оценивается в 20 млн долл. в месяц (имеются и другие оценки). Чи­новники несут ответственность перед гражданами и юридическими лицами за причинение им вреда при нарушении закона.