logo
В

§ 6. Особенности управления крупными городами

Классификация крупных городов и управление ими. Понятие «круп­ный (большой) город» может употребляться в различных значениях: крупный по численности жителей, по роли в экономике и т.д. С этой точки зрения крупными городами в России могут считаться не только центральные города субъектов РФ (некоторые из них — города с мил­лионным населением, а другие (преимущественно в автономных окру­гах — небольшие поселения), но и некоторые города, не являющиеся центрами субъектов РФ (например, Нижний Тагил в Свердловской области или г. Тольятти, центр ВАЗа, в Самарской области). Числен­ность населения в таких городах иногда во много раз превышает число жителей некоторых центральных городов субъектов РФ или их роль в жизни страны существенна.

С точки зрения организации управления можно выделить пять групп крупных городов: 1) города, являющиеся центрами субъектов Федерации, но не имеющие внутригородского деления, внутригород­ских муниципальных образований. Вопросами местного значения го­рода ведает городской представительный орган (дума, совет и др.), из­бираемый мэр (бывают и случаи назначения мэра, что не соответству­ет законодательству) и назначаемый исполнительный орган (админи­страция). Вместе с тем, в таком городе расположены и органы, как считается, государственного управления субъекта РФ (законодатель­ный орган, губернатор и др.), которые если не юридически, то фактиче­ски оказывают большое влияние на управление городскими делами; 2) крупные города, не являющиеся центральными городами субъектов федерации и также не имеющие внутригородских муниципальных об­разований. Схема управления таким городом аналогична предыдущей, но в нем не расположены органы субъекта РФ, что фактически дает больше самостоятельности городским органам управления; 3) круп­ные города, являющиеся центральными городами субъектов РФ и имеющие внутригородские муниципальные образования (городские округа). В данном случае имеются органы муниципального управле­ния городом (совет, мэр и др.) и органы муниципального управления в каждом внутригородском округе (совет, мэр и др.). Органы управле-

ния субъекта РФ, расположенные в таком городе, оказывают фактиче­ское влияние на управление городом, а иногда и внутригородскими округами; 4) крупные города, не являющиеся центральными городами субъектов РФ, но имеющие муниципальные внутригородские округа. Управление городом и внутригородскими округами аналогично ука­занной выше схеме. Высших органов субъекта РФ в таком городе нет; 5) крупные города, являющиеся субъектами РФ. Их два — Москва и Санкт-Петербург. Система управления ими имеет существенные осо­бенности. Прежде чем перейти к их анализу, необходимо подчеркнуть, что во всех городах, включая города^— субъекты РФ, наряду с той или иной формой муниципального управления существует и государст­венное отраслевое управление, представленное некоторыми террито­риальными органами исполнительной власти РФ, а иногда и террито­риальными органами исполнительной власти субъекта РФ — отделы, отделения министерств, ведомств, департаментов, которые занимают­ся вопросами государственного значения. О таких органах уже говори­лось выше.

Управление городами Москвой и Санкт-Петербургом имеет ряд различий. Юридические и фактические различия связаны, в частно­сти, с тем, что Москва имеет статус столицы государства Российской Федерации.

Считается, что как и иные субъекты РФ, города федерального зна­чения Москва и Санкт-Петербург обладают своей государственной властью. Она осуществляется в пределах их предметов ведения и пол­номочий, установленных Конституцией РФ, либо непосредственно их жителями — гражданами РФ (на выборах, референдумах и др.), либо общегородскими органами государственной власти (законодательны­ми, исполнительными, судебными). В отличие от других крупных го­родов общемосковские или общие для всего Сантк-Петербурга органы местного самоуправления не создаются, такие органы образуются только во внутригородских подразделениях (районах). В Москве таких районов более 120, в Санкт-Петербурге менее 100. Районы создаются с учетом исторических, географических, градостроительных особенно­стей, численности населения, расположения транспортных средств, инженерной инфраструктуры и др. Названия районов обычно связаны с историей, местными традициями (например, в Москве — Вешняки, Новогиреево, Перово, в Санкт-Петербурге они «осят названия насе­ленных пунктов, прилежащих небольших городов, иногда обозначены номерами, например, 45,68 и т.д.). Кроме органов местного самоуправ­ления в районах Москвы есть и административные органы — управы (о них — ниже).