logo
В

§ 2. Представительная, непосредственная и «управленческая» демократия

41

чае нарушения предельной заполняемое™ помещения и требовать от организатора удалить с мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора.

Публичное мероприятие может быть приостановлено, если проис­ходит нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здо­ровья до устранения нарушения. Если нарушение не устранено, пуб­личное мероприятие прекращается. Оно прекращается также в случа­ях угрозы жизни и здоровью, совершения противоправных действий организаторами мероприятия. В этом случае уполномоченный пред­ставитель государственного или муниципального органа дает указа­ние организатору о прекращении публичного мероприятия и устанав­ливает время (и дополнительное время), а при невыполнении этого со­трудники милиции принимают необходимые меры для прекращения мероприятия.

Организатор публичного мероприятия, должностные лица, упол­номоченные, другие граждане не вправе препятствовать участникам мероприятия высказывать свои мнения и действовать иным образом, не нарушающим общественного порядка и регламента мероприятия. Решения и действия органов объединений, должностных лиц, нару­шающих право граждан на проведение публичных мероприятий, мо­гут быть обжалованы в суд.

Публичное мероприятие не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использовать публичное мероприятие для насильственного изменения конституционного строя, разжигания ра­совой, классовой, национальной ненависти, для пропаганды насилия и войны. В то же время КоАП РФ запрещает любое воспрепятствование законным собраниям, митингам, демонстрациям, пикетам, устанавли­вая за это административную ответственность.

Если в ходе публичного мероприятия нарушается прядок его про­ведения, например, установленный маршрут движения демонстра­ции, возникла опасность для жизни и здоровья граждан, нарушается общественный порядок, публичное мероприятие может быть запре­щено. Запрещаются также публичные мероприятия, если не были по­даны заявления о их проведении или они не были разрешены. Орга­ны внутренних дел вправе не допустить незаконное публичное меро­приятие, в том числе с применением технических средств. Последние запрещено применять при пресечении незаконных мероприятий нена­сильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций. Лица, нарушающие установленный порядок организации и проведения публичных меро­приятий, несут ответственность в соответствие с административным законодательством.

Как говорилось, коллективное публичное мероприятие должно быть санкционировано соответствующими органами. На деле, в Рос­сии проводятся несанкционированные собрания, митинга, демонстра­ции. Их не рассеивают, если они не нарушают общественный порядок или не прибегают к насильственным действиям. Участникам массо­вых мероприятий запрещается иметь при себе оружие или специально изготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей.

Общественная палата РФ. Органом для выражения общественно­го мнения является создаваемая в соответствии с Федеральным зако­ном 2005 г. Общественная палата Российской Федерации. Она призва­на обеспечивать взаимодействие граждан РФ с органами государства, субъектов РФ, местного самоуправления в целях учета в деятельности этих органов потребностей и интересов граждан, а также в целях осу­ществления общественного контроля за деятельностью исполнитель­ных органов на разных ступенях. Она строится на основе доброволь­ного участия в ее деятельности граждан и некоммерческих объедине­ний. В целях общественного контроля в рамках Общественной палаты создаются особые внутренние структуры (комиссии и др.). Палата формируется следующим образом. Президент РФ после консультаций с общественными объединениями, академиями наук, творческими союзами предлагает 42 гражданам РФ войти в состав Общественной палаты. Будучи утверждены Президентом РФ, эти члены получают за­явления от различных общероссийских, межрегиональных и регио­нальных объединений о желании включить своих представителей в Палату и на основе конкурсного отбора определяют еще 42 члена Па* латы — по одному от того или иного общественного объединения. За­тем эти 84 члена в соответствии с регламентом Палаты принимают в ее состав еще 42 члена, по одному от общественных объединений. Срок полномочий Палаты — два года. Досрочный отзыв члена Палаты не до­пускается. Возглавляет работу Палаты избранный совет, в ее составе создаются рабочие группы и др. Решения Палаты имеют форму заклю­чений, предложений, обращений, носят рекомендательный характер.

Федеральные органы, органы субъектов РФ, местного самоуправ­ления обязаны предоставлять Палате информацию, необходимую для ее работы (кроме секретной и иной охраняемой законом тайны), со­действовать ее членам в выполнении обязанностей.

В субъектах РФ создаются свои общественные палаты. Палата парламента, Правительство РФ, некоторые другие органы государства обеспечивают присутствие своих членов на заседаниях Общественной палаты.