logo
В

§ 3. Необходимость, возможности и пределы гос. И муницип. Управления 45

Сша государства и органов муниципальных образований коренит­ся в их опоре, в экономических, политических и идеологических ре­сурсах, которыми они располагают, но прежде всего сила государства и органов местного самоуправления муниципальных образований зави­сит от их поддержки населением. Государство, имеющее огромную ар­мию, природные богатства, — слабое государство, если оно лишено поддержки народа. Конфликты в таком государстве могут привести к 1ажданской войне, революции, перевороту, изменив само гоударство, сю систему управления. Сказанное в определенной мере относится к :естному самоуправлению, хотя конфликты в нем и их последствия, правило, не имеют глобального значения для общества в целом. Пределы. Возможности управленческой роли государства и му-ципального управления ограничены. Пределы их вмешательства в ела обществ, территориальных коллективов, во-первых, обусловле-объективной невозможностью регулировать те явления и процес-в обществе, которые не поддаются государственному и муници-ьному управлению. Об этих явлениях уже говорилось выше. Во->торых, пределы связаны с необходимостью сохранять саморегули­рование общества, не вмешиваться в те сферы жизни, которые обес­печиваются саморегулированием. Такие пределы исторически обо­значены двумя главными концепциями: 1) естественных, прирож­денных прав личности, которые государство не имеет право отчуж­дать (и не оно наделяло ими); 2) гражданского общества, в дела которого власть не должна вмешиваться. Об этих концепциях, воз­никших в совершенно определенных условиях борьбы против коро­левского абсолютизма в XVII—XVIII вв., будет сказано ниже. Заме­тим лишь, что есть право на жизнь (самое ^естественное, прирожден­ное право), но есть и смертная казнь, а в некоторых странах разреше­на эвтаназия (лишение жизни по просьбе тяжело страдающего неизлечимо больного человека после сложной процедуры медицин­ского обследования). Это же относится к неприкосновенности лич­ности (разрешено задержание гражданина милиционером), тайне личной переписки (к ней возможен доступ должностных лиц с санк­ции судьи) и т.д. Даже некоторые личные права и отношения (супру­гов, родителей и детей) регулируются законами государства.

Определенных уточнений требует и концепция гражданского об­щества. В современной российской литературе, выступлениях госу­дарственных деятелей, публицистов оно понимается по-разному, чаще всего как разнообразная сеть самоуправляющихся доброволь­ных объединений. Но государство своими законами в определенной мере регулирует их деятельность (существуют законы о партиях,

46