logo
В

§ 6. Нормативная основа государственного и муниципального управления 71

Хотя неправовые нормы создаются не государством и не органами муниципальных образований, это вовсе не значит, что они безразлич­но к ним. Государство, органы местного самоуправления поддержива­ют неправовые нормы, отвечающие их интересам, пропагандистскими и воспитательными мерами, противодействуют другом, прямо запре­щают третьи, если они не соответствуют интересам общества и проти­воречат закону (например, нормы поведения, складывающиеся в неко­торых религиозных сектах).

Право в государственном и муниципальном управлении. Основ­ным нормативным регулятором государственного и муниципального управления является право. В конечном счете многие другие нормы восходят к праву, например, стандарты утверждаются правовыми ак­тами, а некоторые нормы морали или обычаев с течением времени становятся правовыми. Право — это система государственных или санкционированных (утвержденных) государством норм (обязатель­ных правил поведения), выражающих, с одной стороны, общие инте­ресы всего данного политического сообщества, а с другой — волю до­минирующего в государстве определенного социального слоя (в демо­кратическом государстве — большинства населения), исходящих из принципов общечеловеческих ценностей и обеспечиваемых государ­ственным принуждением. В данном определении — несколько его со­ставляющих.

Первый элемент права — это правовая норма. Цраво представляет­ся наблюдателю как огромное число самых различных правил, которые установлены или санкционированы органами государства. Правовые нормы содержатся также в нормативных правовых актах субъектов фе­дераций, в актах муниципальных образований, но в конечном счете они издаются на основе конституции и законов государства. Правовые акты имеют письменную форму, могут быть выражены иным формализован­ным способом. Устные нормы содержатся лишь в обычном праве. Важ­нейший правовой акт — конституция государства. Далее в иерархии нормативных правовых актов следуют законы. Управление в России регулируется большим объемом законов. Важнейшие среди них феде­ральные конституционные законы (например, о Конституционном Суде РФ, о чрезвычайном положении, о Правительстве РФ), феде­ральные законы о Правительстве РФ, о государственной службе РФ, определяющие положение и деятельность многих других органов (су­дов, прокуратуры, центрального банка и др.), федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и др. В субъектах РФ действуют свои конституции (уставы) и законы, опре­деляющие деятельность их органов, государственной службы субъек-

72