logo
В

§ 2. Общегосударственное управление

137

ного значения (вопросами местного значения занимаются органы местного самоуправления). Федеральное государственное управле­ние, имеющее в основном координационный и отраслевой харак­тер, действует в семи федеральных округах (Центральном, Южном, Уральском и др.). В них есть полномочные представители Прези­дента РФ. Многие министерства и ведомства создали в округах свои управления, Генеральный прокурор назначил в каждый округ своего заместителя. Федеральные законы и, следовательно, госу­дарственное управление распространяется на подвижную террито­рию. Территориальных автономных образований в России нет, ав­тономная область и автономные округа — субъекты РФ, лишь со­хранившие прежние названия.

Наряду с исключительными предметами ведения Федерации Конституция РФ выделяет совместные предметы ведения РФ и ее субъектов (природопользование, защита прав национальных мень­шинств, административное право и др.), по которым государственное управление могут осуществлять и Федерация, и ее субъекты. В дан­ном случае федеральное управление и управление субъекта РФ тер­риториально совпадают, но субъект РФ может осуществлять управ­ление на своей территории по этим вопросам только в том случае, если какие-либо общественные отношения по совместным предме­там ведения не урегулированы Федарацией (федеральное право име­ет верховенство).

Наконец, имеются «остаточные» предметы ведения. Они опреде­лены в Конституции РФ как то, что остается за вычетом предметов ве-; дения Федерации и совместных предметов ведения Федерации и ее субъектов. Остаточные полномочия в Конституции РФ не перечисле­ны, можно считать, они не имеют принципиального значения, но это те предметы ведения, которые может осуществлять только субъект РФ на своей территории. В данном случае закон субъекта РФ имеет верхо­венство, но.он, конечно, должен соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.