logo
В

§ 2. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента 229

себя. В обеих палатах избираются председатель и его заместители, имеется первый заместитель, иногда два первых заместителя (они ру­ководят заседаниями палат, аппаратом палат, представляют палату и т.д.). Из числа руководителей палаты и лидеров фракций (Государ­ственная Дума) или председатей комитетов, комиссий (Совет Феде-. рации) создаются Советы палаты (они определяют очередность рас­смотрения законопроектов, повестку дня и т.д.). Из состава парла­ментариев в каждой палате создаются постоянные комитеты и ко­миссии (они готовят вопросы к рассмотрению). В Государственной Думе имеются также депутатские объединения (партийные фрак­ции), в Совете Федерации объединения подобного рода по партийно­му признаку регламент создавать не разрешает.

Для изучения каких-либо вопросов, проверки фактов и т.д. созда­ются временные комиссии. Временной была в 1998—1999 гг. комис­сия в Государственной Думе по выдвижению обвинений при проце­дуре импичмента против Президента РФ, создавались другие вре­менные комиссии (по Черноморскому флоту, по проверке состояния золотого запаса РФ и т.д.). Расследовательская временная комиссия была создана только однажды и только Советом Федерации по рас­следованию террористических событий в Беслане в 2004 г.

Члены парламента участвуют'в управлении государством колле­гиально, принимая решения в составе той или иной палаты, на их со-, вместных заседаниях, в постоянных комитетах и комиссиях палат, принимая участие в обсуждениях на «правительственном часе», в ходе парламентских слушаний и т.д. Вместе с тем их деятель­ность может иметь индивидуальный характер (вопросы министрам, запросы парламентария, предложения законопроектов и т.д.).

Парламентарии и их участие в управлении государством. Пар­ламентарии пользуются правом законодательной инициативы, т.е. могут предложить свой проект закона, который палата (а именно — Государственная Дума) обязана рассмотреть. Они вправе присутст­вовать на заседании любой палаты парламента (и могут получить слово для выступления), вправе инициировать парламентский за­прос (обращение от имени палаты к органам государства, местного самоуправления,, предполагающее в течение 15 дней ответ, который оглашается на заседании палаты). Возможен также самостоятельный запрос парламентария, когда ответ (в течение до 30 дней или в иной согласованный срок) не требует оглашения на заседаний палаты. Парламентарий вправе задавать вопросы представителям государст­венных органов, которые приглашаются на заседание палаты (хотя получить ответ и обсудить его хочет лишь парламентарий или группа

230