logo
В

§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф 257

миссии по внешней политике, по экономике, по координации соглаше­ний о разделе продукции, по вопросам СНГ и др.). Часто создаются межведомственные комиссии (например, по финансовому оздоровле­нию сельскохозяйственных производителей), реже — временные ко­миссии (например, Комиссия по оперативным вопросам; в кризис­ных условиях создавался оперативный штаб Правительства РФ для стабилизации экономического положения). Председателем некото­рых наиболее важных комиссий может быть Председатель Прави­тельства, другими руководят его заместитель, министры.

Порядок формирования Правительства РФ. Процедура форми­рования Правительства РФ начинается с того, что Президент РФ вы­бирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правитель­ства и вносит эту кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Ее согласие выража­ется тайным или открытым голосованием (необходимо получить большинство голосов от общего (конституционного) состава Думы). После трехкратного отклонения (на практике еще ни разу не имело место) представленных кандидатур (кандидатуры) Президент назна­чает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

После получения согласия Думы Президент РФ назначает Пред­седателя Правительства, который в течение недельного срока пред­ставляет ему предложения о структуре Правительства (перечень ми­нистерств, ведомств) и кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандида­туру на должность заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров - предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту РФ. Назначения производит он, из­давая указ о составе Правительства РФ.

Прекращение полномочий Правительства РФ. Существуют раз­личные основания прекращения полномочий Правительства РФ, -в том числе:

  1. оно слагает полномочия перед вновь избранным Президен­ том РФ в день вступления его в должность. Президент может сохра­ нить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур;

  2. Правительство подает в отставку, о чем объявляет его Предсе­ датель. Инициатива отставки исходит от самого Правительства;

  3. решение об отставке Правительства может принять Прези­ дент РФ по своей инициативе (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), что оз­ начает увольнение Правительства в отставку. Президент РФ отправ-

ляет в отставку премьер-министра, но это означает увольнение всего Правительства;

  1. Правительство может быть уволено Президентом РФ в ре­ зультате двойного вотума недоверия или однократного отказа в до­ верии, что происходит путем голосования в Государственной Думе (необходимо большинство голосов от общего состава). Прези­ дент РФ обязан объявить об отставке Правительства либо распус­ тить Государственную Думу с назначением новых выборов. Если Дума отказывает в доверии Правительству по его инициативе, Пре­ зидент в течение семи дней принимает решение об отставке Прави­ тельства либо распускает Думу с назначением новых выборов. Рас­ пускать Государственную Думу без назначения даты выборов нельзя;

  2. Правительство может прекратить свои полномочия по инициа­ тиве его Председателя. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства оз­ начает отставку Правительства.

Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно продолжает действовать до формирования нового состава.

Заместитель Председателя Правительства РФ и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом РФ, уведом­лять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.

Функции Правительства РФ. Правительство РФ, управляя страной, осуществляет следующие функции. Во-первых, оно действу­ет как высший орган исполнительной власти, ему подчинены другие центральные федеральные исполнительные органы государственной власти (за исключением подчиненных непосредственно Президен­ту РФ) и в конечном счете — все другие федеральные исполнитель­ные органы. Правительству РФ подчинены также исполнительные органы субъектов РФ по вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъ­ектов. Во-вторых, Правительство РФ обеспечивает координацию и единство деятельности органов исполнительной власти, в том числе координирует деятельность министерств и ведомств, непосредствен­но подчиненных Президенту РФ. В-третьих, Правительство РФ осу­ществляет управленческую деятельность на территории всей страны. Оно вправе принимать постановления и распоряжения, которые обя­зательны к исполнению в Российской Федерации .(ч. 2 ст. 115 Кон­ституции РФ).

17-7977

258 Глава 10. Исполнительная власть в системе управления государством