logo
В

80 Глава 4. Государство как управляющая система

с тупать (и выступает) как юридическое лицо1, но такой подход не раскрывает его особых качеств как управляющей системы.

Наиболее широкое распространение получил социологический (с политологическим акцентом) подход к понятию государства. В нем, как и по вопросу о возникновении государства, существует марксист­ское и множество немарксистских направлений, школ. С точки зрения марксизма-ленинизма государство есть орган диктатуры определенно­го класса (диктатуры пролетариата до определенного периода в СССР, демократической диктатуры народа в современном Китае; в СССР в последние десятилетия его существования было заявлено об общена­родном государстве, но и при этом, как говорилось, оно остается клас­совым).

Среди немарксистских социологических школ наиболее распро­странена трактовка, объединяющая юридические, экономические и политические признаки. Государство определяется как юридическая персонификация нации (в данном случае под нацией понимается насе­ление страны), а эта персонификация (государство) коренится в цен­трализации экономической жизни нации. Государство — не орган дик­татуры какого-либо класса (установление диктаторских режимов из­вращает его природу), а официальный представитель общества, высту­пающий в качестве арбитра в отношениях между социальными слоями, партиями, общественными объединениями и даже личностя­ми. В толковании некоторых западных авторов, на которых марксизм оказал определенное влияние, государство не.является абсолютно бес­пристрастным арбитром, представителем общества (на Него оказыва­ют влияние «группы давления», «заинтересованные группы»), у него имеются черты и внеклассовое™, и классовости.

Некоторые немарксистские социологические школы, суммируя доминирующие подходы в западной науке (подходы М. Вебера, Г. Кельзена, А. Грамши, регуляционной школы Дж. Джессепа), назы­вают следующие признаки государства:

1) государство — одновременно институциональное и норматив­ное явление. В первом случае оно.включает совокупность органов (ап­паратов) законодательного, административного и принудительного характера. Как нормативное явление, оно основано на легитимации, а последняя — на признании фундаментальных ценностей, в соответст­вии с которыми государство должно действовать;

_ . . ц

Европейская конституция (ст. 1-7) устанавливает, что и Европейский Союз явля­ ется юридическим лицом. См.: Treaty Establishing a Constitution for Europe. Brussels, 2004. -6