logo
В

Глава 17 «

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие экономических основ и их составляющие. Несмотря на длительный период существования в России законодательства о ме­стном самоуправлении, на деле оно создано лишь на немногих тер­риториях, лишь немногие из них действительно стали муниципаль­ными образованиями. Одна из главных причин этого — отсутствие необходимой финансовой базы, своей собственности, других средств. Доля доходов муниципальных образований в консолидиро­ванном бюджете РФ составляет около 12%. Закон об общих прин­ципах местного самоуправления 2003 г. предусматривает укрупне­ние муниципальных образований и укрепление их экономических основ. Он вступает в силу в 2006 г. (некоторые положения, относя­щиеся к финансам, — в 2007 г.), до этого должны быть проведены необходимые подготовительные работы, изменено налоговое и иное законодательство.

Чтобы осуществлять свои полномочия, органы местного само­управления должны иметь материальные и финансовые средства. Финансово-экономическую основу местного самоуправления состав­ляют муниципальная собственность (например хлебопекарная), ме­стные финансы (муниципальный бюджет), иная собственность, иму­щество, служащее для удовлетворения местных потребностей (на­пример природные ресурсы, находящиеся в федеральной государст­венной собственности или государственной собственности субъектов, но используемые для удовлетворения потребностей муниципального образования), имущественные права муниципальных образований, имущество, находящееся в государственной собственности, но пере­данное в управление органам местного самоуправления (например служебные здания, транспорт).

Главной составной частью финансово-экономической основы муниципального самоуправления является муниципальная собст­венность. Это публичная собственность населения территориально­го коллектива каждого отдельного муниципального образования. От имени населения управляют и распоряжаются этой собственно­стью (в том числе продают ее) те органы муниципального образова-

320