logo
В

104 Глава 4. Государство как управляющая система

унитарное государство централизованным, децентрализованным или относительно централизованным.

В централизованном унитарном государстве на местах (кроме об­щин — низовых территориальных единиц) государственным управле­нием ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернато­ры, начальники районов и др.).

В децентрализованном унитарном государстве (например, в Вели­кобритании, Швеции), а также в субъектах федерации в России, США и др. на места чиновников общей компетенции не назначают. Решени­ем вопросов общегосударственного значения там занимаются местные отделы (делегатуры) министерств (каждый отдел — только в рамках своей отраслевой компетенции), а местными делами ведают избран­ные гражданами муниципальные советы и муниципальная админист­рация.

В относительно централизованном унитарном государстве (на­пример во Франции) назначенных чиновников общей компетенции никогда не бывает в низовом звене — в общинах, в остальных звеньях действуют назначенные чиновники общей компетенции (префекты), делегатуры министерств и органы местного самоуправления — из­бранные советы.и мэры (или председатели советов).

В сложном унитарном государстве, имеющем в своем составе одно или несколько автономных образований, структура государственного аппарата не столь проста. Если это автономия политическая, то там действует свой законодательный орган (на Аландских островах в Финляндии, на Корсике во Франции, на острове Минданао на Филип­пинах и т.д.), правда, с довольно ограниченными полномочиями. Он обычно создает свой исполнительный аппарат, а в автономию глава го­сударства или правительство назначает губернатора (иногда — мини­стра). Его полномочия обычно сводятся к контролю за соответствием деятельности органов автономии общегосударственным законам, но нередко такие полномочия гораздо шире.

Если это административная автономия (два округа индейцев в Ни­карагуа, Гагаузия в Молдавии, более 150 автономных районов, округов и уездов в Китае), то структура органов обычно мало отличается от об­щегосударственного стандарта управления на местах. В основном от­личия касаются более широких полномочий автономии по сравнению с административно-территориальными единицами соответствующей ступени с целью учета в управлении местных особенностей.

Региональное государство (Италия,' Испания, ЮАР, Шри-Ланка) целиком состоит из однотипных (Италия, ЮАР) или неодинаковых (Испания) автономных образований. Все они являются политически­ми автономиями, но в Испании права мелких автономий по сравнению