logo
В

§ 1. Формы осуществления населением местного самоуправления 335

тельная комиссия производит подсчет голосов. В нашем примере из­бранными являются 11 кандидатов, получивших большее число голо­сов по сравнению с остальными. В некоторых муниципальных образованиях (в части тех, где есть отделения политических партий) применяется пропорциональная система, крайне редко используются мандатные округа с применением мажоритарной системы относи­тельного большинства.

В отличие от выборов представительных учреждений при выбо­рах главы муниципального образования применение пропорциональ­ной избирательной системы невозможно, но иногда применяется ма­жоритарная система абсолютного большинства в два тура. В первом туре считается избранным кандидат, получивший более 50% подан­ных голосов. Если никто не избран, обычно через две недели после первого тура проводится второй (он называется «повторное голосо­вание»), когда баллотируются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победитель определяет­ся по мажоритарной системе относительного большинства. ,

При определенных обстоятельствах выборы могут быть призна­ны несостоявшимися или недействительными. Выборы признаются несостоявшимися, если в них участвовало меньше избирателей, чем это предусмотрено законами субъектов РФ для действительности выборов. Во многих субъектах РФ на выборах муниципальных пред­ставительных органов необходимо участие не менее 20% зарегистри­рованных избирателей. Если голосовать придет меньше избирате­лей, — выборы не состоялись, их придется через определенное время проводить снова. Однако в некоторых субъектах РФ никакой планки явки избирателей для действительности выборов нет. Они считаются состоявшимися при явке любого числа избирателей. Федеральное за­конодательство разрешает устанавливать такой порядок законами субъектов РФ. При выборах главы администраций муниципального образования установлен иногда такой же порядок, а иногда планка обязательной явки избирателей повышена до 50%.

Выборы признаются несостоявшимися и в том случае, бели чис­ло голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число го­лосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов (следовательно, и против наиболее успешного кандидата), если при использовании заградительного барьера при пропорциональной сис­теме (о заградительном барьере или пунйте говорилось выше) в рас­пределении депутатских мандатов право участвовать получил лишь один список кандидатов (одно избирательное объединение или один избирательный блок), если за списки кандидатов, имеющих право

участвовать в распределении депутатских мандатов, было подано ме­нее половины голосов избирателей.

Выборы признаются недействительными, если нарушения, допу­щенные при их подготовке и проведении, не позволяют с достоверно­стью установить их результаты (результаты волеизъявления граж­дан); если результаты выборов признаны недействительными не ме­нее чем в четвертой части избирательных участков; по решению суда.

Во всех случаях признания выборов несостоявшимися или не­действительными через определенное время проводятся повторные выборы, От повторных выборов следует отличать повторное голосова­ние (второй тур). На повторных выборах можно выдвигать новых кандидатов (списки), при повторном голосовании — нельзя.

Досрочный отзыв депутата представительного органа и выбор­ного должностного лица местного самоуправления. В отличие от досрочного отзыва депутата парламента, который в подавляющем большинстве стран невозможен (применяется только в странах тота­литарного социализма), отзыв депутатов муниципального представи­тельного органа (совета) и главы муниципальной администрации (иного выборного должностного' лица) применяется во многих стра­нах, в том числе в России. Такая возможность предусмотрена феде­ральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами му­ниципальных образований. Федеральный закон предусматрива­ет возможность отзыва депутатов и выборных должностных лиц му­ниципального образования, основания и порядок отзыва регулируют­ся законами субъектов РФ (Башкортостан, Владимирская область, Красноярский край, Хакасия и др.). В качестве оснований для отзыва названы: нарушение Конституции, законов, устава муниципального образования, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, действия, несовместимые со статусом депутата или вы­борного должностного лица, игнорирование прав и законных интере­сов жителей соответствующей территории и др.

Отзыв производится практически в том же порядке, в каком про­водятся местные выборы. Вопрос об отзыве может возбудить любой избиратель (отзыв проводится только по инициативе населения). Ос­нованием для отзыва являются только конкретные противоправные действия (бездействие) депутата, выборного должностного лица, под­твержденные в судебном порядке. После возбуждения вопроса об от­зыве проводится собрание, на котором создается инициативная груп­па численностью не менее пяти избирателей. Протокол собрания с требованием отзыва и список инициативной группы передаются для регистрации в окружную избирательную комиссию (того же округа,

336 Глава 18. Институты непосредственной демократии в местном самоуправлении

где проводились выборы). Затем инициативная группа приступает к сбору подписей в поддержку инициативы об отзыве депутата, выбор­ного должностного лица. Если речь идет о депутате, сбор подписей осуществляется в том округе, где он был избран. При отзыве выбор­ного должностного лица сбор подписей осуществляется на всей тер­ритории муниципального образования (оно составляло единый изби­рательный округ). Необходимо собрать не менее 5% подписей избира­телей в поддержку предложения об отзыве, но конкретный процент устанавливается законами субъектов РФ или уставами муниципаль­ных образований. В разных субъектах РФ он составляет в среднем от 5 до 15% общего числа избирателей (соответственно округа или му­ниципального образования), есть и иные требования. Подписи необ­ходимо собрать в течение определенного времени (обычно 30 дней), ибо состояние неопределенности не может продолжаться долго.

Инициативная группа, собрав подписи (если соберет), представля­ет подписные листы в избирательную комиссию, та уведомляет де­путата или выборное должностное лицо об этом и направля­ет в представительный орган муниципального образования требова­ние о проведении голосования об отзыве. Если последний считает, что все требования закона соблюдены, он назначает в определенный срок (через 15—30 дней) дату голосования об отзыве. Отзываемому должна быть предоставлена возможность дать избирателям свои объ­яснения. Депутат или выборное должностное лицо считаются ото­званными, если -за это проголосуют не менее половины избирателей муниципального образования.

Местный референдум. Местный референдум — это голосование граждан (иногда и неграждан), постоянно проживающих в том муни­ципальном образовании, где он проводится, по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции местного самоуправления. Ме­стные референдумы проводятся во многих странах, в том числе тех, где общегосударственные референдумы никогда не проводились (в Канаде, США и др.).

Организация и проведение референдумов в России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми ак­тами. Основные положения содержатся в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме (он неоднократно принимался в новой редакции), в законе об общих принципах организации местного самоуправления. Де­тально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о местных референдумах и уставами муни­ципальных образований.