logo
В

§ 2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства рф 253

и сложная, но целостная система органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов нахо­дятся в тесной организационно-правовой связи. Федеральное прави­тельство координирует работу органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, а федеральные министерства и ведомства взаимодействуют с аналогичными структурами в системе исполнительной власти субъ­ектов. Единство исполнительной власти, однако, не является абсо­лютным. Поэтому конституции и уставы субъектов РФ иногда ' уточняют: органы исполнительной власти субъекта входят в единую систему в части осуществления полномочий по предметам совмест­ного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 53 Устава Оренбург­ской области), так как исключительные полномочия Федерации (предметы ведения) осуществляют федеральные органы, а исключи­тельные полномочия субъекта РФ — органы субъекта. Федеральные исполнительные органы не могут выходить за эти рамки и нарушать предусмотренные Конституцией РФ права субъектов РФ (их ис­ключительные полномочия в форме «остаточной» компетенции). В сфере исключительных полномочий субъектов РФ необходимое единство действий органов исполнительной власти обеспечивается не директивными указаниями федеральных органов, а в результате реализации принципа верховенства федерального права, верховен­ства Конституции РФ.

Все органы и должностные лица огромного аппарата исполни­тельной власти, осуществляющие ее на основе делегирования от Пра­вительства РФ (в определенных случаях —• от Президента РФ) или от других высших органов государственной власти в субъектах РФ (в сфере исполнительной власти субъектов РФ), должны действо­вать на основе закона и в соответствии с указаниями вышестоящих органов. Вместе с тем они обладают дискреционными полномочиями: правом принимать решения по своему усмотрению, но в пределах закона.