logo
В

Глава 3. Структура государственного и муниципального управления

Организация — не только статичная структура (относительно статичная, поскольку изменения в ней происходят постоянно, если не в персональном составе, то в перераспределении ролей, конкрет­ ных задач), но и отношения и процесс в ней. Это предполагает опреде­ ление рациональной формы разделения труда (руководитель опреде­ ляет задания сотрудникам), регламентацию функций, работ, порядок их выполнения (обычно это предусмотрено в должностных инструк­ циях, приказах, устанавливающих, например, какую область работы курирует тот или иной заместитель директора, за деятельность каких подразделений он отвечает, какие обязанности возложены, скажем, на группу информации, управление персоналом, отдел здравоохране­ ния и т.д.)- '

Важнейшая часть процесса менеджмента — коммуникации. Они представляют собой межличностное и организационное общение (служащих разных рангов, вышестоящих и нижестоящих органов и организаций, общение с негосударственными организациями). Цель общения состоит в передаче информации, распоряжений, .указаний, отчетов и докладов нижестоящих органов. Это может быть сделано на совещании, по телефону, путем рассылки письменных инструкций и представления письменных отчетов, лично. Коммуникации осуществ­ляются путем прямой и обратной связи. Менеджмент эффективен только тогда, когда присутствуют оба эти компонента.

При коммуникациях возможны помехи. Так, руководитель кон­тролируемого объекта не подписывает акт проверки по каким-то при­чинам, хотя и не отказывается сделать это. В результате задерживают­ся соответствующие указания об исправлении недочетов. В процессе менеджмента возможны также искажения (например, даны неверные указания, сознательно искажены данные, с тем чтобы преувеличить результаты своей работы), они возможны по причине информацион­ных перегрузок, когда из-за малозначительных сведений невозможно составить общее впечатление, множества ступеней, которые проходит информация, прежде чем она поступает к руководителю, и на каждой ступени происходит сортировка-информации и т.д.

Серьезной проблемой управленческого процесса является пра­вильность восприятия информации, отчетов, приказов, распоряжений. Одно и то же сообщение, указание, слово может иметь разный смысл для разных органов, государственных и муниципальных служащих, граждан. Неправильное восприятие возможно и при инвербальных коммуникациях (жестом, мимик'ой), когда, например, начальник доб­родушно улыбается, объявляя подчиненному выговор.

Для "преодоления преград в процессе коммуникаций при менедж­менте обычно рекомендуется соблюдать пять условий: